Меню

Тренинги для педагогов для снятия эмоционального напряжения



Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания ДОУ

Цель
— профилактика эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
— информирование воспитателей о понятии эмоциональном выгорании.
— поиск ресурсов для профилактики эмоционального выгорания
— способствовать развитию самопознания у воспитателей
— обучить способам снятия напряжения
— создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть на нашем тренинге. Сегодня он посвящен, такой теме как «Профилактика эмоционального выгорания».
Любое тренинговое занятие имеет правила:
+ Участие добровольное
+ Обращаться друг к другу по имени.
+ Принимать себя и других такими, какие они есть.
+ Быть искренним.
+ Избегать оценок друг друга.
+ Активное участие в происходящем.
+ Уважение говорящего.
+ Конфиденциальность всего происходящего.

Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы
Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Я передаю по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
Ведущий: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
— «Замечательно!» Вот мы и познакомились.

Давайте сначала разберемся что же такое «эмоциональное выгорание».
Актуальность
Общеизвестно, что профессия воспитателя – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, перед родителями.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Таким образом, эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно вас спасать.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Перед тем, как нам перейти к способам профилактики эмоционального выгорания, мы посмотрим есть ли у вас это эмоциональное выгорание.

Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.
1. Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.
да
нет
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
да
нет
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
да
нет
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).
да
нет
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
да
нет
6. Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
да
нет
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
да
нет
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
да
нет
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
да
нет
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
да
нет
За каждый ответ «да» начислите 1 балл.
Результаты:
0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.
2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

Читайте также:  Боль после напряжения мышц живота

Всем нам известно, что человек в социуме выполняет много различных социальных ролей. Дома мамы, жены, дочери, на работе воспитатели. И у каждой роли есть свои требования, обязанности, очень важно уметь переключаться из одной роли на другую и не смешивать их., т.е. необходим баланс. И сейчас я вам предлагаю вам распределить по важности именно для вас данный перечень. А потом обсудим получившиеся результаты.

Цель: донести
до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Материалы: листы бумаги, ручки.
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
• дети
• работа
• муж
• Я
• друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Самое главная ценность в жизни самого человека это он сам.
Изначально как должна создаваться семья? Мужчина и женщина любят друг друга и женятся, чтобы вместе растить детей. А не как это бывает появляется ребенок и женщина полностью погружается в ребенка, забыв о том, что у она не только мама, но и жена. Сначала вы — супруги, затем — родители. Счастливые дети растут только у счастливых родителей.
Обсуждение. Индийская пословица Ребенок- гость в твоем доме. Накорми, воспитай и отпусти.

Одним из эффективных способов избавления от негативных чувств является написать или нарисовать его.

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются. Далее опрос об ощущениях.

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Цели: развитие умения выражать свои чувства; получение обратной связи от группы.
Время: 5–7 мин.
Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает найти плохое и хорошее в том, что много надо работать. Первому участнику нужно построить предложение, завершив фразу по желанию: «Это хорошо, что. » и «Это плохо, что. ».
1) Быть воспитателем — это хорошо, потому что ты всем очень нужен.
2) Быть всем нужным это хорошо, потому что ….
3) …..а это плохо, потому что….
4) ….а это хорошо, потому что….
5) ….это плохо, потому что….

Читайте также:  Как получить пилообразное напряжение

Второму участнику предлагается повторить 2-ю часть фразы первого игрока и добавить свою, начиная со слов: «И это хорошо, что. ». Такой же алгоритм выполнения задания дается остальным игрокам.
Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. Все в ваших руках.

Спасибо большое за работу. Желаю всем успехов, побольше оптимизма. До свидания.
Список литературы:
1. Кожуховская Л. С. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений [текст] /; Л. С. Кожуховской. — Минск : Изд. центр БГУ, 2010. — 233 с
2. Тимофеева М.В. Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов /Тимофеева М.В.// Справочник педагога-психолога. Детский сад/- 2014.-№2- С9-20

Источник

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения
материал на тему

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Скачать:

Вложение Размер
trening_dlya_pedagogov_na_snyatie_emotsionalnogo_napryazheniya.docx 19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на снятие эмоционального напряжения.

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Упражнение 1. «Меня зовут… Я делаю так…»

Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом, последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Упражнение 2. «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

Упражнение 3. «Плюс-минус»

Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Психолог: « Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы». Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

Упражнение 4. «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Психолог: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».

Фразы для карточек:

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Откровенно говоря, я мечтаю … и др.

Упражнение 5. «Мусорная корзина»

Цель: избавление от негативных эмоций.

Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.

Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.

Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.

В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

Упражнение №6. «Зажимы по кругу»

Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.

Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.

Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде психолога сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.

Упражнение 7. «Моечная машина»

Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.

Педагоги становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедшие «мойку» становятся «сушилкой», сначала шеренги идет следующая «машина».

Упражнение 8. «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Упражнение выполняется стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:

А– воздействует на весь организм;

Е– воздействует на щитовидную железу;

И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О– воздействует на сердце, легкие;

У– на органы, расположенные в области живота;

Я– на работу всего организма;

М– на работу всего организма;

Х– помогает очищению организма;

ХА– помогает повысить настроение.

Упражнение 9. «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Психолог: « Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».

Упражнение 10. «Дружественная ладошка».

Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.

Участникам раздаются листки бумаги. Психолог: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».

Упражнение 11. «Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения.

Педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

— Тебе сегодня особенно повезет!

— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

— Сегодня твой день, успехов тебе!

— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный треннинг адресован педагогам-психологам и старшим воспитателям. Приложено к конспекту атрибуты.

Тренинг для педагогов ДОУ «Способы снятия эмоционального напряжения»

Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.Задачи:Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом практического выго.

Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения».

Тренинг для педагогов«Снятие эмоционального напряжения».Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.Задачи:1.

Тренинг по снятию эмоционального напряжения у педагогов

Тренинг помогает снять эмоциональное напряжение, способствует улучшению эмоцинального состояния, знакомит с упражнениями, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела.

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что.

Источник