Меню

Свойства права как регулятор общественных отношений



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА КАК РЕГУЛЯТОРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Право — один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определённому поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:

— обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т. д.);

— нормы общественных объединений (корпоративные нормы);

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:

— являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;

— служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определённой его частью;

— выполняют организующую роль в поведении людей;

— служат инструментом социального контроля.

Применительно к праву названные свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере 5 подходов к определению права.

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения. Таким образом, правом признаётся государственная воля, объективированная в соответствующих текстах общего характера.

Второй — свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, в том, что делает суд.

Третий подход — психологический — распространён в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т. п. Совсем не случайно в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвёртый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, попрания каких-либо прав человека. Это так называемый философский (естественно-правовой) подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные её ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества — вот что должно регулировать поведение людей. Заметим, что данная теория естественного права возродилась после некоторого забвения в середине уходящего столетия как реакция на произвол фашистских тоталитарных режимов.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие — для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Мы знаем к чему, например, приводили суды на основе революционного правосознания, помним, какие законы могли принимать властвующие, если задавались единственной целью удержания своей власти. Да и «справедливость» могли трактовать по-разному. Поэтому уместен и пятый подход — интегративный — сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. Интегративный подход должен учитывать допустимость разных определений права. Он не может игнорировать того обстоятельства, что в разное время у разных народов применительно к разным политическим ситуациям признавалось разное понимание права. Точнее — разное восприятие его и населением, и теми, кто находится у власти в одном конкретном государстве, и населением и властвующими другого государства. То есть в действительности и те, и другие руководствуются в общении, строят свою жизнь по правилам, которые черпаются из разных источников.

Читайте также:  Регуляторы для света промышленные

С точки зрения интегративного подхода правом является всё то, что официально признаётся и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы общающихся социальных субъектов. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т. д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления.

Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм — правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определённых случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях.

Следующий признак состоит в формальной определённости правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность — содержательный признак права. Правовые нормы в своём применении рассчитаны на относительно неопределённый круг лиц и относительно неопределённый круг случаев.

Правовые нормы являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Отличительное свойство права и правовых норм — их системность. В идеале это внутренне согласованная и непротиворечивая система норм, специально упорядочиваемая в ходе работ по систематизации права.

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счёте мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечёт юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.

Ценность права, в первую очередь, инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных ситуаций.

Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.

Утверждением принципов справедливости право формирует гуманистические ценности.

Более предметно о ценности права можно говорить при анализе его роли в решении социальных и экономических задач, значения для формирования правового государства и гражданского общества, в осуществлении внутренних и внешних функций государства.

Список литературы:

а) Спиридонов Л. И. Теория государства и права. СПб., 1995 г., с. 88 – 89, 101;

б) Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 1996 г. С. 46 – 53;

в) Коваленко А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994 г. С. 52;

г) Общая теория права и государства. М., 1994 г. С. 29;

д) Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1997 г. С. 41 – 42;

Читайте также:  Регулятор скорости для вытяжного вентилятора vents

е) Теория права. Харьков, 1994 г. С. 123;

ж) Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988 г. С. 145;

з) Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909 г. С. 5.

Источник

Право. 10 класс

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №3. Система регулирования общественных отношений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие существуют в обществе социальные нормы и виды в обществе?

2. Какую роль играет право в системе регулирования общественных отношений?

Глоссарий по теме:

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Моральные нормы правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Обычаи правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы – правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественной греховности.

Групповые нормы правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для её представителей обязательными.

Корпоративные нормы правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Правовое регулирование это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью юридических средств; представляет собой деятельность определенных людей и их коллективов, совершаемую при помощи специальных средств в четко установленной процедуре.

Механизм правового регулирования — совокупность способов и средств правового регулирования.

Санкции неблагоприятные последствия правового характера, которые претерпевает лицо, нарушившее норму права.

Ключевые слова: социальные нормы; обычаи; технические нормы; религиозные нормы; корпоративные нормы; групповые нормы; моральные нормы.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. –стр. – 46-56

На уроке мы узнаем, что собой представляют социальные нормы.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний о системе регулирования общественных отношений.

Сможем раскрывать механизм правового регулирования

Основное содержание урока.

Формирование базовых основ права происходило под влиянием многочисленных регуляторов поведения людей в обществе, создание которых было связано с общепринятыми ценностями. С помощью норм, законов, юридических учреждений право воздействует на общество и определяет нашу жизнь. Общество влияет на человека, формируя личность. Человек тоже оказывает влияние на общество.

Общество — это социальная организация страны. В этом смысле можно говорить о российском или американском, японском или китайском обществе. В любом обществе существуют социальные регуляторы.

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Социальные нормы можно разделить на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые нормы.

Моральные нормы регулируют большинство общественных отношений.

Моральные нормы — правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. Нормы морали не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Они передаются из поколения в поколение.

Обычаи передаются из поколения в поколение и закрепляются в поведении людей.

Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы устанавливаются различными религиозными объединениями и имеют обязательное значение для тех, кто исповедует ту или иную веру.

Религиозные нормы — правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественном и греховном. В отличие от обычаев, которые существуют в устной форме, религиозные нормы записаны в священных книгах — Библии, Коране, Ведах, Торе и др.

Групповые нормы регулируют поведение представителей социальной

группы. Выделяют большие и малые социальные группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу социальная общность, представители которой объединены совместной деятельностью, находятся в непосредственном личном общении.

Читайте также:  Регулятор частоты вращения при холостом ходе

Групповые нормы — правила поведения, которые вырабатываются определённой группой и являются для её представителей обязательными.

В отличие от иных социальных норм, групповые нормы распространяют своё действие не на всё общество, а только на его части — социальные группы. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы — правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества и т.п.) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Для того чтобы существовало стабильное общество, необходим хорошо отлаженный механизм социального регулирования. Под механизмом правового регулирования понимается совокупность способов и средств правового регулирования.

Выделяют несколько стадий правового регулирования:

1) осознание потребностей правового регулирования;

3) реализация права.

Правовое регулирование начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации поведения людей с помощью права. На стадии правотворчества издаются нормативные правовые акты, содержащие нормы права. Принятые нормы устанавливают правовой статус (права и обязанности). Основой правового статуса является правоспособность — возможность иметь права и обязанности. На стадии реализации права происходит воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права.

В теории права выделяют специальные способы правового регулирования. Участнику правоотношений предоставляют права – управомочивание. Человека обязывают что-либо совершить – обязывание. Человеку запрещают совершать определённые поступки – запрет.

В юриспруденции существует несколько типов правового регулирования.

1. Общедозволительное регулирование. Дозволено всё, что не запрещено.

2. Разрешительное регулирование. Запрещено всё, кроме прямо разрешённого.

Выяснив, что право может выступать в роли важного регулятора поведения людей, мы должны обратить внимание на то, что является ею основополагающей базой.

Говоря о принципах права, стоит сказать, что они могут выступать источником права, то есть формой его выражения. Все принципы права условно можно разделить на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Принцип равенства означает, что все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой и перед законом.

  • Принцип гуманизма означает, что право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека.
  • Принцип состязательности сторон при рассмотрении правовых проблем применяется в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты
  • Принцип восстановления нарушенных прав предполагает, что лицо, виновное в нарушении права, обязано восстановить положение, существовавшее до этого
  • Принцип вины помогает установить справедливые взаимоотношения людей
  • Принцип законности известен как основа права, позволяет осуществлять правовые поступки только на основе закона, а не вопреки ему, не допускать произвол отдельных лиц.

В правовом регулировании действуют многочисленные презумпции, установленные и защищаемые правом. Презумпции — предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное. В области уголовного права действует презумпция невиновности, согласно которой обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом. Презумпция виновности действует в области частного права, например в гражданских правоотношениях. Презумпция знания закона позволяет считать, что лицо, оказавшееся в правовой ситуации, очевидно, знакомо с теми правилами, которые необходимо соблюдать в правоотношении.

Правовые аксиомы — утверждения, которые не требуют доказательств.

Правовые аксиомы закрепляют то, что было установлено давно и уже является достоверным.

Юридические фикции — это положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, и общеобязательных. Например, гражданина могут признать в судебном порядке умершим, а днём его смерти считается день вступления в силу решения суда.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Текст задания: распределите предложенные примеры по столбцам.

Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, установите соответствие между примерами и и принципами:

Охрана здоровья работников

Восстановление нарушенных прав

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде юридические термины.

Источник