Меню

Специфические регуляторы поведения малых групп



Большие группы

date image2014-01-25
views image4432

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Все «большие» в количественном от­ношении образования людей разделяются на два вида:

1. Стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория.

2. В точном значении слова большие социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определен­ное место в системе общественных отношений каждого конкрет­ного типа общества и потому долговременные, устойчивые в сво­ем существовании (социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, по­ловозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы мо­гут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп.

1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах — это нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой свя­зана данная группа. Эти регуляторы поведения, рассмотренные в единстве со специфическими позициями группы, дают такую характеристику как образ жизни группы. В рамках определенного образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности и потребности группы.

2. He последнюю роль в психологической характеристи­ке названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумею­щаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессио­нальным группам, или такой возрастной группе, как молодежь.

Кратко охарактеризуем основные виды больших социальных групп.

1. особый интерес представляют социальные классы.

Одним из самых значимых элементов в данном случае являют­ся классовые потребности, поскольку классовое положение опре­деляет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и опре­деленную структуру потребностей, относительное психологичес­кое значение и удельный вес каждой из них.

— Важным элементом эмоциональной сферы классовой психо­логии являются интересы. Конкретное содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Психологически важно выяснить, как клас­совый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это определяет поведе­ние и деятельность каждого отдельного индивида.

— Кроме того, к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные ха­рактеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

— Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее устойчивых компонентов, то важнейшим из таких компонентов является «психический склад». «Психический склад» классов обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого мож­но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан­ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха­рактере. Кроме социального характера, психический склад раскрывает­ся в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, а потому имеют огромное значение в понимании психологии группы, дают важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни.

2. Другим примером больших социальных групп, являются различные этнические группы. В отличие от психологии клас­сов психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего, наций исследованы значительно лучше. Национальная (этническая) принадлежность индивида являет­ся чрезвычайно значимым для психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той мик­росреды, в условиях которой формируется личность.

В психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства.

Основной сферой проявления национального характера явля­ется разного рода деятельность, поэтому исследование националь­ного характера возможно при помощи изучения продуктов дея­тельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осу­ществляется в процессе социализации прежде всего при посредст­ве языка.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляю­щимся при восприятии представителей другой этнической груп­пы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Он не обязательно под­разумевает формирование враждебного отношения к другим груп­пам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных об­стоятельствах.

Перейдем к характеристике стихийных больших групп. Прежде чем перейти к характеристике различных типов сти­хийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления раз­личных больших организованных групп существуют не изолиро­ванно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возни­кает по поводу отдельных событий, явлений общественной жиз­ни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоя­тельств. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок, непосредственная форма его выражения могут послужить стимулом для создания стихийной группы и её массовых действий. С другой сто­роны, в подобных группах популярен такой источник информа­ции — различного рода слухи и сплетни. Образовавшийся таким образом сплав суж­дений и утверждений начинает функционировать в массе или тол­пе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, проис­ходит групповое стимулирование действий.

Читайте также:  Многоканальный пид регулятор температуры

Толпа образуется на улице по поводу самых различных собы­тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонару­шителя, недовольства действиями представителя власти или про­сто проходящего человека. Длительность ее существования опре­деляется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (отка­зались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, напри­мер к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоцио­нальный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы органи­зации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: тол­па легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обя­зательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она мо­жет оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные, слои населения достаточно сознательно соби­раются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обыч­но выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, предста­вители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной груп­пы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, напри­мер, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание лю­дей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зре­лищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообще­ния. В более замкнутых помещениях, например, в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собираетсяради обшей и определенной цели, поэтому она более управляе­ма, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается мас­совым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Доста­точно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуп­равляемой.

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактив­ного процесса в этих группах.

1. Заражениес давних пор исследовалось как особый способ воз­действия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен зараже­ния был известен, по-видимому, на самых ранних этапах челове­ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознатель­ную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознан­ное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Особой ситуацией, где усиливается воздействие через зараже­ние, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следст­вием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальней­шем паника наращивает силу, когда включается в действие механизм взаимного многократного отражения. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно на­блюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во — вторых, потому, что в ситуации паники весь­ма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

2. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имен­но целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии.

3. Подражаниетакже относится к механизмам, способам воздей­ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове­дения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характерис­тики больших социальных групп и массового стихийного поведе­ния. Социальное движение представляет собой достаточно орга­низованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социаль­ной действительности. Социальные движения бывают различ­ного уровня: 1) широкие движения с глобальными целями, 2) локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соци­альной группой и 3) движения с сугубо прагматическими целями в очень огра­ниченном регионе. Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно де­монстрирует несколько общих черт.

Читайте также:  Регулятор холостого хода карбюратор кейхин 2

1. социальное движение базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

2. всякое социальное движение имеет в качестве цели измене­ние ситуации в зависимости от его уровня: в обществе ли в целом, или в регионе, или в какой-либо группе.

3. в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости.

4. движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допусти­мо ли насилие как одно из средств.

5. всякое со­циальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

Источник

Социальные регуляторы поведения

Появление, формирование, совершенствование личности характеризуется некоторыми факторами, осуществляется по конкретным закономерностям. Социальные регуляторы позволяют выявлять и пояснять особенности существования личности в обществе.

Определения

В качестве субъектов социального поведения рассматривают малые группы, общество, саму личность.

Она включена в серьезную систему разнообразных общественных отношений. К ним относятся: политические, правовые, производственные, идеологические, нравственные, религиозные отношения, управляют ими социальные регуляторы.

Внутренние регуляторы

Проанализируем основные их виды, позволяющие давать качественную характеристику личности.

Социальные регуляторы общества включают в себя:

  • общественное производство, мнение, отношения, сознание, социально-экономическую ситуацию;
  • стиль и образ жизни, традиции, социальный контекст, социальные установки, ценности, семью, быт;
  • мораль и этику, культуру, идеологию, мировоззрение.

Внешние регуляторы

Социальные регуляторы могут выступать и внешними факторами:

  • масштабные социальные группы (слои, классы, когорты, профессии, этнос);
  • небольшие группы (организация, группа);
  • социально-психологический климат, групповые отношения, степень организации коллектива.

Общие феномены

Такие социальные регуляторы поведения подразумевают традиции, вкусы, символы, слухи, предрассудки, стереотипы, коммуникации.

Для характеристики индивидуальности используют и личностные компоненты социально-психологических регуляторов. Такие социальные регуляторы представлены установкой, авторитетом, позицией, социальной престижностью, статусом. С их помощью можно выделять определенные черты конкретной личности.

Социальные нормы

Они выступают универсальным социальным регулятором общественных норм поведения. Среди таких факторов выделим моральные, правовые, религиозные нормы. К корпоративным нормам относят модели, образцы отношений и действий, традиции и обычаи, разнообразные обряды и ритуалы. В эту же группу включены и договорные нормы, деловые отношения.

Важно упомянуть о том, что личность выступает в виде объекта социальной регуляции в системе внешней общественной детерминации. В процессе социального поведения ее рассматривают не просто как субъект внутреннего поведения, но и с точки зрения внешней регуляции.

Многие психологи рассматривают регулятивную функцию личности в психическом поведении и функционировании с позиции психических процессов, состояния, качеств.

Психические процессы

Социальные регуляторы общественных отношений включают в себя следующие процессы:

  • Когнитивные, к которым относятся схематизация, каузальная атрибуция, категоризация. Они предполагают получение, переработку, преобразование, воспроизведение личностью получаемой информации, без которой невозможно полноценное социальное поведение.
  • Устная и письменная речь, с их помощью личность находит общий язык с другими представителями социального общества.
  • Психологические специфические явления. Среди них выделим инсайт (мысленное постижение), интуицию (выход за пределы имеющегося опыта путем образного обобщения непознанных закономерностей), суждения, умозаключения, решение задач (предвидение хода событий, анализ ситуации, поиск выхода из нее).

Семантическое субъективное пространство в когнитивном блоке представляет собой обобщение внутренних регуляторов поведения личности в обществе.

В. Ф. Петренко выделяет следующие факторы перестройки семантических субъективных пространств:

  • оценка;
  • активность;
  • упорядоченность;
  • сложность;
  • силу;
  • комфортность.

Построение семантического пространства подразумевает несколько этапов. Сначала происходит выделение всех связей у рассматриваемых объектов. Далее выстраивается матрица сходства выбранных объектов, оценивается их близость. Потом проводится математическая обработка матрицы с помощью факторного анализа. И на завершающем этапе проводится интерпретация рассматриваемых факторов.

Право как социальный регулятор выступает одним из внутренних регуляторов поведения личности. Оно позволяет оценивать эмоциональную реакцию личности на воздействие сильных или кратковременных раздражителей.

Среди внутренних регуляторов психологического состояния особый интерес представляет депрессия. Она связана с отрицательным эмоциональным фоном и пассивностью поведения.

К этим же показателям причисляют и разнообразные навязчивые состояния, например, мгновенное появление болезненных мыслей, побуждение к резким действиям, связанные с проблемами, возникающими в семье, на работе.

Благодаря психологическим качествам обеспечивается внутренняя субъективная регуляция, выражаемая в двух формах:

  • В виде личностных свойств это можно рассматривать как склонность человека к активным действиям, ответственности за проводимые действия, преобразования.

Благодаря личностным качествам человек налаживает взаимоотношения с другими людьми, находит способы поведения в социальном обществе. От этих качеств напрямую зависит самоопределение человека, его поведение в проблемных ситуациях, способность к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию.

Особый интерес представляет самооценка, касающаяся отношения к себе, своим возможностям и способностям, нравственным качествам.

Человек, имеющий завышенную самооценку, считает себя интеллектуально выше других, при этом в реальности его способности весьма скромные и недостаточные для того, чтобы справляться с несложными ситуациями.

Социально-психологические качества личности предполагают готовность человека к оценке сложившейся ситуации, способности его устанавливать эмоциональные одобрительные отношения с другими людьми.

Заключение

Необходимо отметить, что внутренние (субъективные) и внешние (объективные) регуляторы существуют не отдельно друг от друга, между ними предполагается диэлектрическая взаимосвязь. Учитывая принцип детерминизма, который был сформулирован С. Л. Рубинштейном, регуляторы могут являться и источником внешних причин, преломленных через внутренние условия.

Внешние регуляторы предстают в роли внешних причин социального поведения любой личности, благодаря внутренним регуляторам происходит преломление действия разных внешних детерминант. Психологический процесс развития нравственных качеств, сознания, поведения, перестройки, мотивации нервной системы, способности к принятию важных решений происходит благодаря диэлектрическому взаимодействию внутренних и внешних регуляторов. Качество их связи определяет особенности психики человека.

Читайте также:  Регулятор давления 100 3512034

Источник

Социальное поведение в малой группе

Понятие «малая группа» в современной социологии

Малая группа – это понятие, которое используется специалистами для обозначения устойчивого объединения людей. Они обмениваются информацией, опытом и знаниями, и в целом их контакты носят взаимный характер. В отличие от больших групп, малые социальные группы очень немногочисленны (от 3 до 15 человек). Они объединены общей деятельностью, цель которой осмысленна, не обладает стихийностью и хаотичностью.

Поскольку в малой группе общение между каждым членом не определено какими-либо средствами (непосредственное), то это способствует возникновению некоторых эмоциональных отношений, которые могут носить не только положительный характер. Конечно, участники малых групп могут вступать в личные контакты за пределами совместной деятельности, создают семьи, общаются друг с другом как друзья. Но не стоит забывать о том, что в малых группах всегда предполагается наличие лидера, и за эту позицию может происходить в некотором смысле конкуренция, которая ведет к негативным последствиям.

Отличительными чертами малой социальной группы от остальных являются следующие:

  1. Соприсутствие каждого члена как в пространственном, так и во временном эквивалентах. Это дает возможности вступить в личные контакты, создать межличностные отношения, что укрепляет связи;
  2. Наличие единой, осознанной цели, к которой каждый член стремится, осуществляя какую-либо деятельность;
  3. В группе есть руководящее начало. Это человек, который или выбран членами группы, или определяется как неформальный лидер, который предлагает основные варианты развития событий и решения актуальных проблем, которые выделяются в процессе деятельности групп.

Классификация малых групп

Малые группы в общем виде могут подразделяться на формальные и неформальные. В формальных малых группах все члены объединены официальными связями, следуют за достижением предписанной цели. Структура данной группы регламентирована, есть четкое разделение на лидера и подчиненных.

Что касается неформальных малых групп, то они отличаются от формальных тем, что в них нет официально предписанной и установленной структуры. Все взаимоотношения членов группы и действия в отношении друг друга для достижения поставленной цели носят стихийный характер. В основном на первый план выходят их личные отношения как к проблеме, так и друг к другу. Тем не менее, их объединяют общие ценности, иерархия строится в соответствии с внутренними ценностями.

Одним из видов малых групп является референтная группа (или так называемая «эталонная»). Это особая группа, чьи нормы и ценности признаются личностью основными, наиболее ценными. Зачастую такая группа ставится в пример, за ней хочется двигаться вперед, повторять ее особенности для того, чтобы быть такими же успешными, как и ее члены. Например, специалист организации ориентируется на группу более успешных коллег, которые находятся на несколько ступеней карьерной лестницы выше, чем он сам. Для спортсмена референтная группа – это более успешные рекордсмены, чемпионы, чьи имена вписаны в мировой спорт.

Таким образом, социальная группа в основном направлена на усиление возможностей индивида. Но есть и такие малые группы, которые подавляют их. К ним относятся преступные группировки, лица, объединенные криминальными целями и девиантным (асоциальным) поведением. Данные малые группы разрушают ценностные установки индивидов, склоняют их к совершению преступлений, которые могут разрушить не только их жизнь, но и жизни близких.

Социальное поведение в условиях малой группы

Социальное поведение, которое формируется в рамках малых групп, всегда основано на поведении, которое связано с реализацией групповых норм и ценностей. Оно напрямую зависит от человека, который является носителем норм и ценностей.

Поведение является приемлемым и адекватным, если внутренние установки человека не противоречат тем установкам, которые определяет для себя малая группа.

Исследователи рассматривают социальное поведение в малой группе с различных сторон. Безусловно, большое внимание уделяется именно адекватному поведению, когда предпочтения, ценностные ориентации и в целом потребности человека совпадают с групповыми установками. Сюда входит правильное поведение, которое соответствует принятым нормам и правилам, ответственное поведение, когда индивид осознает свои обязанности перед остальными членами малой группы. Также к адекватному поведению относят синтонное, которое порождает гармонию и лад, отвечает потребностям человека. Оно в некоторой степени выявляется еще и как жертвенное, ведь ради достижения целей группы отдельный человек может отказать от своих желаний ради чего-то большего.

Но поведение в малых группах может развиваться и по иным аспектам. например, ошибочное поведение в малых группах, которое не соответствует нормам и правилам по причине незнания или ошибки участника группы. Конфликтное поведение отражает намеренное желание человека породить напряженность в малой группе, что ведет к конфликту и возможному развалу групповых отношений между людьми.

К иным разновидностям неадекватного социального поведения в малых группах относят следующие:

  • Виктимное поведение – действия человека, его намеренные поступки с целью провокации желания напасть на него, нанести увечья;
  • Девиантное поведение – асоциальное поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и правилам поведения в обществе. иными словами, это проступок, намеренное действие человека, которое может нанести вред ему и окружающим;
  • Делинквентное поведение в малых группах – противоправное поведение, которое не просто отклоняется от норм, но и переступает рамки закона. Зачастую это поведение относится к разряду преступного, проявляется в поступках (действии или бездействии), которые наносят вред как отдельным людям, так и целым обширным социальным группам.

Заказать работу

Источник