Меню

Социальная установка как регулятора социального поведения личности



Установка как регулятор социального поведения

date image2014-02-02
views image1321

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Лекция №2. Психологические механизмы регуляция социального поведения личности

Сатанизм

Сайентология

Бахаизм

Даосизм

Религиозный плюрализм

Конфуцианство

Дальневосточная культурная матрица

Сикхизм

Направление появляется в 15в Н.Э.

Появился в северо-западной части Индостанского полуострова

Сикхизм наряду с индостанской матрицей и Исламом

Как и другие, представлены широко в Европе, Америке и Австралии

Первоначально рассматривалась как этическая доктрина, но в дальнейшем эволюционировала в религиозную систему

Основа бытия – семья

Религия базируется на принципе иерархии

На конфуцианской этике базируется дальневосточный менеджмент. Глава компании – отец семейства

Одно и то же лицо может быть последователем ряда религиозных систем

Цель – достижение личного бессмертия. С помощью духовной и материальной алхимии

40-е годы 19в на территории Ирана

Бахаизм возник на базе шиитского ислама

Бахаисты полагают, что есть единый бог для всех народов и племен, не важно как называть

Идея эмансипации женщин

Служба на любых языках

Идея мирового правительства

Обвиняют в том, что они квази-религия

«Офисная религия» (авторская пометка – не цитировать, в смысле не разберетесь)

Поклоняются злому началу. С токи зрения последователей, это – бог

Базируется на ряде культов, которые в период христианского времени преследовались

Реформация в 19 в. Алистер Кроули

Общепсихологическая (экспериментальная) set) и социальная, связана со взаимодействием людей (attitud)

Исторически не было деления установки на психологическую и социальную, но они различны по функциям.

Понятие установки было введено Г.Олпортом. Установка – состояние умственной и нервной готовности, основанное на прошлом опыте, вести себя определенным образом отношении объекта и ситуации, с которыми оно связано.

Т.о. Установка подразумевает:

ü Что она – составляющее сознания

ü Управляет человеком

ü Рассматривает человека в связи с объектами и ситуациями, а не самого по себе.

ü Установку нельзя наблюдать непосредственно, она выражается через отношение человека к деятельности и поведению.

В СП понятие социальной установки ввели Т. и Ф. Знанецки. Они определяли установку как некое общее состояние отношения индивида к группе с точки зрения ценностей, принятых в этой группе. Т.е. установка рассматривается как функция ценностей.

В советскую психологию понятие установки ввел Д.Н. Узнадзе. Разрабатывал теорию рассмотрения человека с точки зрения его установкой и выделял:

Первичная установка Фиксированная установка
Формируется в деятельности, предполагает встречу мотива с предметом деятельности пока не произойдет опредмечивание потребности. Поисковая активность —- социальная установка Возникает на основе многократного повторения первичной и т.о. упрочивает её. Возникает, когда значимость потребности соотносится с предметом потребности

Установка осознается когда начинается поиск.

Уровни установки: (Петровский А.Я)

ü Смысловой (разворачивается бессознательно, как некий смысл)

ü Целевой (наличие цели)

ü Операциональный (система операций, которые будут сопровождать достижение цели)

ü Психофизиологический (проявление эмоций и чувств (чем сильнее желание, тем тем ярче данный уровень)

Функции установки:

ü Адаптивная (приспособление к новым социальным условиям)

ü Эгозащитная (защита от внутренних конфликтов)

ü Эпикретическая ( опрделение значимости ценностей)

ü Организация знаний и познавательной деятельнсоти

ü Контроль всех психических процессов

Установка формируется по отношению к значимым социальным объектам, носит оценочный характер.

Компоненты установки:

· Когнитивный (осознание объекта, некоторое знание о нем) недостоверное знание описательного характера

· Аффективные (система оценок, чувств и эмоций, симпатий и антипатий по отношению к объекту.

· Поведенческий ( устойчивая последовательность действий по отношению к объекту

Характеристики установки:

· Стабильность (проявляется во всех схожих ситуациях, не только в аналогичных)

· Обобщенность (в похожих ситуациях)

· Константность ( прочность, определяет постоянство поведения и его тождественность)

· Социальная обусловленность (от воспитания и окружающей среды зависит какие потребности у человека возникнут и в какой социальной среде их придется удовлетворить)

§2. Стереотипы и предрассудки личности.

Социальные стереотипы – вид социальной установки. Изучаются социологией и соц. Психологие как некая тенденция к распространению в обществе..

Сткркотип – существующее в сознании людей духовное образование, эмоциональноокрашенные образы, выражающие значения, несущие оценку, описание, предписание.

Виды стереотипов:

ü Профессионаьные статусные

Полный Неполный
Включает все коипоненты установки Нет одного компонента

По содержанию стереотипы:

Характеристика личностных особенностей (поведенческие, физические особенности) Хароактеристика людей как членов социальных, этнических, профессиональных групп

ü Точные (у негров чаще появляются внебрачные дети) /*неточные (родители внебрачных детей – негры)

Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, когда они слишком обобщенные или явно неверные

Приписывание негативно оцениваемых особенностей свойствам расы, игнорируя при этом неблагоприятные социальные воздействия( например, оценка расы как семейно дезинтегрирующей, без учета такого фактора как бедность)

Функции стереотипов:

ü Функции социальных установок

ü Регуляция человеческих отношений

ü Экономии мышления и упрощение картины мира ( сербы жестокие, профессора – чудаки, британцы скрытные и т.д.)

Если стереотип – это тенденция к обобщению, то предрассудок – это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным её членам. Заведомое осуждение, которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его принадлежности к некой группе (гомосексуалисты, афроамериканцы нечистоплотны и пр.)

Дискриминация – неоправданно негативное поведение по отношению к группе или её членам.

Факторы снижения стабильности стереотипа:

Социальные Осознание общественной особенности стереотипа
Повышение уровня образования
Специфика воспитания человека
Психологические Общение и совместная деятельность с предметом стереотипа
Объединение во имя достижения цели
Личностные характеристики

Источники стереотипов и предрассудков:

Источник

Билет 7. Социальная установка и ее роль в регуляции социального поведения.

Социальная установка –это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Читайте также:  Выпрямитель регулятор для лодочных моторов тохатсу

Признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Функции:

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения; Основная функция установки — регуляция социального поведения человека. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в окружающей действительности.

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки :

1) когнитивный аспект, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2) социальные установки;

3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа :

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации. Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.

Социальное Поведение –это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Факторы регуляции поведения:

1) внешние факторы:

а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);

б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);

в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);

г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);

д) правовые факторы (право, закон);

е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность));

2) внутренние регуляторы поведения:

а) когнитивные процессы;

б) устная и письменная речь;

в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);

г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);

д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);

3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.).

Дата добавления: 2015-07-20 ; просмотров: 1148 | Нарушение авторских прав

Источник

Социальные установки и поведение

Психологические механизмы регуляции поведения человека. Функции и структура социальных установок. Исследование подходов к теориям установки, когнитивной и диспозиционной регуляции поведения. Рассмотрение взаимосвязи между поведением и установками.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.01.2015
Размер файла 17,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальные установки и поведение

Социальные установки являются важным механизмом регуляции поведения. С их помощью объясняется поведение людей в различных ситуациях. Социальные установки обусловливают его существование в макросистеме (обществе), а также микросистеме (малой группе, в межличностном взаимодействии).

При этом установки формируются под воздействием общества и в то же время влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

Социальная установка связана с такими психологическими особенностями личности, как мотивация, восприятие и оценка ситуации, принятие решений и поведение. Аттитюды способствуют адаптации человека к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему социумом. В связи с этим проблема социальных установок, их роли в адаптации личности к новым условиям жизни становится особо актуальной в ситуации произошедших общественных изменений.

Читайте также:  Как отремонтировать регулятор печки пассат б3

В современной психологической литературе установка в аспекте ее взаимосвязи с поведением занимает видное место. Начиная с 20 века, ее изучали такие ученые, как Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, Смит, Томас Знанецкий, Г. Олфорт и другие не менее видные деятели науки.

Актуальность проблемы социальной установки и ее взаимосвязи с поведением объясняется тем, что знание закономерностей, определяющих влияние аттитюда на поведение и поведения на аттитюд, дают возможность (хоть и не во всех ситуациях и не с максимальной точностью), но все же прогнозировать поведение людей или, напротив, реакцию (то есть аттитюд) на то или иное поведение, поступок другого человека или себя самого.

Данные, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы в расследовании уголовных дел для интерпретации поведения преступников (зная аттитюды, несложно предугадать поведение).

Также примером может служить торговля.

Уже сейчас, в наши дни, прослеживается четкая тенденция в использовании психологических фактов для увеличения объем продаж. Например, многие производители тех или иных товаров привлекают к его рекламе известных людей, пользующихся авторитетом. Таким образом, и товар представляется более качественным, что способствует его лучшей реализации.

Это наглядный пример использования установки, кроме того, полученные знания могут быть использованы для оказания психологической помощи. Можно с уверенностью считать, что благодаря дальнейшему исследованию проблемы, затронутой в данной работе, будут открыты новые факты, которые будут использованы в различных сферах общественной жизни человека.

Объектом настоящего исследования является социальная установка в аспекте, в котором взаимосвязана с поведением человека.

Предмет исследования — понятие социальной установки, специфика взаимосвязи поведения и установки, условия, при которых установка определяет поведение с высокой степенью вероятности, феномен, определяющий изменение установки через поведение.

Цель — обобщить известные психологической науке данные о взаимосвязи поведения и установки.

Соответственно задачи исследования — рассмотреть различные теоретические подходы, выдвинутыми учеными по данной проблеме, выявить закономерности взаимосвязи поведения и установки.

Гипотеза исследования на характер взаимосвязи между поведением и установкой оказывает влияние множество факторов. Наиболее важными из них можно считать внутренние факторы.

Сюда можно отнести прежде всего жизненную позицию, находящую отражение в убеждениях, интересах, ценностях личности.

Кроме внутренних, следует выделить и внешние факторы. Это ситуативные факторы (например, время), мнения референтной группы.

Установка определяет поведение, если она касается личностно значимого объекта, сильна и присутствует минимум ситуационных факторов. Установка изменяется через поведение тогда, когда появляется несогласованность между поведением и убеждениями, что вызывает дискомфорт.

Социальная установка (аттитюд) — это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

1) автоматичная — упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная — направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная — способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная — установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная — средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная — установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая — установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки:

1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2) социальные установки;

3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности;

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

1) смысловом — установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

2) целевом — установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

3) операциональном — установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет — происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет — установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Поведение — это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Читайте также:  Формула пид регулятора сименс

Структура социального поведения:

1) поведенческий акт — единичное проявление деятельности, ее элемент;

2) социальные действия — действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;

3) поступок — это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;

4) деяние — совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.

Виды социального поведения личности:

1) по системе общественных отношений:

а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);

б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);

в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);

г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);

д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);

е) религиозное поведение.

2) по времени осуществления:

— вариабельное; психологический когнитивный поведение

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.

Факторы регуляции поведения:

1) внешние факторы:

а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);

б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);

в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);

г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);

д) правовые факторы (право, закон);

е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность)).

2) внутренние регуляторы поведения:

а) когнитивные процессы;

б) устная и письменная речь;

в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);

г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);

д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности).

3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение, технологии рекламы и пропаганды и др.).

Установка неразрывно взаимосвязана с поведением. Данное взаимовлияние во многом определяет деятельность как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Установка способна программировать поведение при соблюдении таких условий, как миниманизация посторонних влияний, осознанность установки, личностно значимый объект установки. Однако большая роль отводится ситуационным факторам, таким как нехватка времени, а также мнения референтной группы по отношению к объекту аттитюда. Установка изменяется посредством поведения, когда прежний способ мышления вызывает дискомфорт. Причем чаще всего и проще всего меняются когниции, не затрагивающие Я-концепцию.

Согласно целям нашего исследования, мы познакомились с различными теоретическими подходами, изучающими взаимосвязь поведения и установки, и структурировали информацию, отыскав наиболее существенные тенденции.

В рамках данного исследования мы рассмотрели такие теоретические подходы, как теорию установки Д.Н. Узнадзе, гласящую, что установка определяет поведение, а поведение — установку. Также узнали теорию когнитивного соответствия Л. Фестингера о том, что человек стремится к согласованности когниций и поведения, а когда она нарушается, стремится разрешить конфликт, изменяя взгляд на объект установки. Познакомились с теорией диспозиционной регуляции поведения В.А. Ядова, основной тезис которой состоит в том, что диспозиционные образы имеют иерархическую структуру, то есть, что существует иерархия, состоящая из более и менее значимых ситуаций. Кроме того, мы изучили условия, при которых установка определяет поведение, а также функции установок, их компоненты, характерные признаки. В результате, мы достигли цели нашего исследования. Таким образом, мы подтвердили первоначальную гипотезу исследования: на характер взаимосвязи между поведением и установкой оказывает влияние множество факторов. Наиболее важными из них можно считать внутренние факторы. Сюда можно отнести, прежде всего жизненную позицию, находящую отражение в убеждениях, интересах, ценностях личности. Кроме внутренних, следует выделить и внешние факторы. Это ситуативные факторы (например, время, мнения референтной группы). Установка определяет поведение, если она касается личностно значимого объекта, сильна и присутствует минимум ситуационных факторов. Установка изменяется через поведение тогда, когда появляется несогласованность между поведением и убеждениями, что вызывает дискомфорт.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение отрицательных эмоций (тревога, страх) как обязательного фактора внутренней регуляции произвольной активности человека. Экспериментальное исследование существования взаимосвязи между нервно-психической устойчивостью и совладающим поведением.

курсовая работа [72,5 K], добавлен 09.08.2010

Исследование уровня эмоциональной регуляции поведения у детей с нарушением зрения с использованием элементов биоигры. Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха. Исследование взаимосвязи недоразвития воображения у детей с недоразвитием речи.

реферат [15,8 K], добавлен 25.03.2010

Жизненные установки у студенческой молодежи, их особенности. Аддиктивное поведение: форма отклоняющегося поведения современного студенчества. Эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций с чувством одиночества в подростковом возрасте.

курсовая работа [79,2 K], добавлен 17.03.2010

Признаки волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей. Психологические исследования воли. Функция волевой регуляции поведения. Основные направления развития воли у человека. Роль игр в совершенствовании волевых качеств у детей.

контрольная работа [18,3 K], добавлен 24.06.2012

Главные функции социальных норм. Биологические, психологические, социальные причины девиации. Аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический типы девиантного поведения. Основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних.

презентация [1,9 M], добавлен 27.04.2015

Источник