Меню

Схема низкого напряжения акб



Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема

Всем привет, сегодня рассмотрим несколько универсальных схем, которые позволят отключить зарядное устройство при полной зарядке аккумулятора, иными словами внедрением этих схем можно построить автоматическое зарядное устройство или доработать функцию автоотключения промышленной зарядки.

Сразу хочу пояснить один момент, если зарядное устройство работает по принципу стабильный ток — стабильное напряжение, то нет смысла использовать функцию автоотключения, поскольку естественным образом по мере заряда батареи ток в цепи будет падать и в конце заряда он равен нулю.

Схемы, которые мы сегодня рассмотрим, предназначены для работы с автомобильными свинцово — кислотными аккумуляторами, хотя они могут работать с любыми зарядными устройствами, без всякой переделки последних.

Начнём с простых схем…

Первый вариант построен всего на одном транзисторе, переключающим элементом в схеме является реле с напряжением катушки 12 вольт.

Использованы те контакты, которые замкнуты без подачи питания на реле

Резистивный делитель или переменный резистор, задает нужное напряжение, смещение на базе транзистора, тот срабатывая подаёт питание на обмотку реле, вследствие чего реле включается размыкая контакт, который в состоянии покоя был замкнут и через который протекал ток заряда.

Используя подстроечный резистор мы можем выставить то напряжение при котором сработает транзистор.

Для настройки схемы удобно использовать регулируемый источник питания,

на котором нужно выставить напряжение около 13.5-13.7 вольт, что равноценно напряжению полностью заряженного автомобильного аккумулятора.

Затем медленно вращая подстроечный резистор добиваемся срабатывания транзистора, а следовательно и реле при выставленном напряжении.

Теперь проверяем схему еще раз, допустим в начале заряда напряжение на аккумуляторе 12 вольт, по мере заряда оно увеличивается и по достижению порога 13.5 вольт реле срабатывает, отключив зарядное устройство от сети.

Читайте также:  Как правильно поставить стабилизатор напряжения

Кстати, можно подключить реле следующим образом, в этом случае зарядка не отключается от сети,

а просто пропадает выходное напряжение и процесс заряда прекратиться, в этом случае контакты реле должны быть рассчитаны на токи в полтора раза больше максимального выходного тока зарядного устройства.

Транзистор буквально любой обратной проводимости, советую взять транзисторы средней мощности наподобие BD139,

диоды в эмиттерной цепи транзистора тоже особо не критичны, ток потребления схемы всего 10-20 миллиампер, но схема имеет несколько недостатков.

Например, низкая помехоустойчивость, из-за которых возможно ложное срабатывание реле и невысокая точность работы, из-за отсутствия источника опорного напряжения и прочих стабилизирующих узлов.

Добавив в базовую цепь ключа стабилитрон,

мы решим указанные проблемы и появится возможность довольно точно выставить нужное напряжение срабатывания.

Для настройки советую использовать многооборотный подстроечный резистор. Диод VD1 защищает транзистор от самоиндукции в случае размыкания реле.

Настраиваем схему точно так, как в первом варианте, лампочка имитирует процесс заряда и подключена вместо аккумулятора, при превышении определенного порога, реле срабатывает и лампа потухает.

Вторая схема построена на базе любого таймера NE555, этот вариант похож на предыдущие, микросхема NE555 в своей конструкции содержит два компаратора, пониженное опорное напряжение формирует стабилитрон, порог срабатывания устанавливается подстроечным резистором, как только напряжение на батарее будет равна пороговому, на выходе таймера получим высокий уровень, вследствие чего сработает транзистор.

В этом варианте использовать те контакты реле, которые находятся в разомкнутом состоянии без подачи питания. Во время настройки точку «А» размыкают от выходного контакта и подключают к плюсу зарядного устройства. К выходному контакту реле подключают лампу, второй вывод лампы подключают к массе питания.

В обеих схемах порог срабатывания можно выставить в пределах от 13.5 до 14 вольт, напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора составляет от 12.6 до 12.8 вольт но при заведенном двигателе напряжение доходит до 14.5 вольт, так что небольшой перезаряд аккумулятора никак не повредит.

Читайте также:  Напряжение максимальное между точками

Аналогичную схему можно собрать на базе компаратора или операционного усилителя в компараторном включении, принцип работы тот же, что и в случае внедрения таймера NE555. В этой же статье, приведены наиболее простые и доступные варианты.

Все печатки в формате .lay можно скачать для повторения.

Источник

Описание простой схемы контроля уровня разряда аккумулятора или батареи

При эксплуатации любых типов аккумуляторов, очень важно не допускать возможности их разряда ниже допустимого уровня напряжения. Конечно, для аккумуляторов на разные напряжения, величина этого минимального уровня тоже будет различна.

В случае использования аккумуляторов со встроенным контроллером заряда-разряда (как у сотовых телефонов, например) такой проблемы не возникает.

Если же аккумулятор используется без такого специального контроллера, то велика вероятность разрядить элемент ниже критического уровня, а это может привести к значительной потере его ёмкости, либо вообще — к невозможности дальнейшей эксплуатации.

В этой статье вашему вниманию предлагается простая схема для автоматического контроля напряжения на элементе, имеющая индикацию снижения уровня заряда до критического значения.

Например, при использовании такой схемы совместно с аккумулятором для радио телефона (или аналогичного, на напряжение 3,6 вольт), он «просигнализирует» о падении уровня напряжения на нём до 2,7. 2,9 вольт. Это позволит вовремя отключить аккумулятор и произвести его зарядку.

Приведённая здесь схема позволяет регулировать значение напряжения срабатывания. Поэтому её можно с успехом применять и с аккумуляторами других типов, с другими значениями рабочих напряжений.

Если напряжение на аккумуляторе (или батарее) в норме, транзистор Т2 заперт и светодиод HL1 не горит. При падении напряжения ниже определённого уровня, открывается транзистор Т2 и светодиод загорается. Уровень напряжения аккумулятора, при котором это происходит, можно задать при настройке, подбором сопротивления подстроечного резистора в базе транзистора Т1.

Читайте также:  Какое напряжение генератора авео

Номинал резистор R3 зависит от рабочего напряжения аккумулятора и типа применённого светодиода. Подстроечный резистор можно взять сопротивлением от 30 до 100 кОм (в зависимости от нужных пределов регулировки). Все остальные резисторы типа МЛТ-0,125. Транзисторы могут быть любые маломощные.

Источник