Меню

Регуляторы температуры гвс для итп



Регулятор расхода теплового потока- базовое решение для индивидуального теплового пункта

Д. Спасибко

Основная часть затрат в процессе эксплуатации жилого здания приходится на отопление, поэтому перед собственником возникает вопрос – как именно модернизировать систему отопления, что выбрать из множества предложений на строительном рынке?

Часто в погоне за новинками технологий доверяют решениям, которые применяются без какого-либо анализа или планирования, что впоследствии приводит к нерациональному использованию средств. Поэтому в первую очередь нужно определиться с мероприятиями, позволяющими в короткий срок снизить энергопотребление. В ряде случаев это достаточно простые меры, связанные с устранением недостаточной герметичности внешних ограждающих конструкций или неисправностей в системе отопления. Но для достижения более ощутимых результатов необходим комплексный подход, включающий обязательную автоматизацию систем теплопотребления на базе погодозависимого регулирования на общедомовом и квартирном уровнях. Таким образом, среди мероприятий по повышению энергоэффективности на первый план выходит регулирование систем теплопотребления.

Регуляторы теплового потока в ИТП

Регулирование осуществляется местными устройствами – регуляторами теплового потока. В домах с низким классом энергоэффективности (ниже С) регулирование системы отопления в лучшем случае осуществляют вручную, с использованием запорной арматуры в качестве регулирующей. Эффект такого регулирования прогнозировать сложно. Поэтому задачу поддержания оптимальной температуры в помещениях лучше всего решает установка регулятора теплового потока в индивидуальном тепловом пункте.

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – это сложное изделие, выполненное по индивидуальному заказу строго в соответствии с проектной документацией и техническими условиями – именно этому при установке ИТП должно уделяться особое внимание.

Тепловой пункт может состоять из нескольких модулей: модуль узла учета тепла, модуль системы отопления (зависимая (рис. 1) или независимая (рис. 2) схема), модуль системы горячего водоснабжения (ГВС), а также из отдельных модулей – например, модуль системы отопления (если узел учета уже установлен на объекте). Оборудование модулей монтируется вполне компактно, как правило, на одной рампе.

Изображение схема индивидуального теплового пункта с регулятором температуры, зависимая схема подключения

Рис. 1. Схема индивидуального теплового пункта с регулятором температуры (поз. 2.10), зависимая схема подключения

Изображение схема индивидуального теплового пункта с регулятором температуры и расхода, зависимая схема подключения

Рис. 2. Схема индивидуального теплового пункта с регулятором температуры и расхода (поз. 2.11), зависимая схема подключения

Экономия энергии может быть достигнута только при правильном проектировании, настройке и установке всех элементов теплового пункта.

Опыт инсталляций ИТП показывает – системы отопления дома должны быть четко описаны и проинспектированы еще перед началом работ по проектированию ИТП. Так ли это на практике? В ряде случаев подготовка происходит небрежно, вследствие чего характеристики теплового пункта отличаются от требуемых. Это несоответствие возникает из-за ошибок, накапливающихся, начиная с этапа сбора данных вплоть до сборки элементов в единое изделие. Поэтому при проектировании пытаются применять универсальное оборудование или подбор с «запасом», что не является оптимальным для системы регулирования.

Читайте также:  Регулятор воздуха маз 5516

Помимо компонентов ИТП (насос, теплообменник, запорная арматура и трубопроводы) большую роль в работе теплового пункта занимает регулятор теплового потока и программируемый логический контроллер (ПЛК) – центральные элементы системы автоматического регулирования (САР).

Универсальным решением в некотором смысле можно считать комбинированные клапаны-регуляторы температуры и расхода. Благодаря такой арматуре, как комби-клапан, выбор типоразмера сводится только к расчету по расходу (кг/час), при этом регулятор перепада давления исключается из расчета.

Функция поддержания постоянного перепада давления предусмотрена специальной конструкцией комби-клапана (рис. 3). Регуляторы температуры и расхода успешно применяются в схемах с зависимым и независимым подключением потребителей к тепловым сетям.

Изображение конструкции комби-клапана HERZ для ИТП

Рис. 3. Конструкция с регулятором температуры и расхода

Комби-клапан имеет конструкцию с двумя противоположно расположенными затворами: затвор регулятора расхода и затвор регулирующего клапана.

Принцип работы следующий. При полностью открытом затворе регулирующего клапана регулятор расхода автоматически поддерживает заданный максимально допустимый расход Gmax (кг/час). При этом расчетное сопротивление комби-клапана (при полном его открывании) определяется суммой потерь давления на затворе регулирующего клапана и минимально требуемой потерей давления на регуляторе расхода 0,5 бар (50 кПа), обеспечивающей его работоспособность.

Действие электронного контроллера (ПЛК) направлено на уменьшение расхода ниже заданного максимального значения путем воздействия на привод затвора регулирующего клапана. Расходная характеристика комби-клапана – линейная, другими словами – это пропускная характеристика регулирующего клапана, при которой относительная пропускная способность пропорциональна относительному ходу. Благодаря этой арматуре в сочетании с системой САР (на базе программируемого контроллера) можно достичь достаточно высокой точности регулирования объекта при динамически изменяющихся характеристиках (особенно при внешних возмущениях) тепловой сети.

Именно поэтому, решения с использованием комбинированных клапанов производства компании HERZ (рис. 4) вызвали большой интерес у специалистов инжиниринговых компаний, проектных и монтажных организаций, служб эксплуатации. Благодаря применению комби-клапанов можно создать компактную универсальную схему регулируемого теплового пункта, приспособленного для любой системы отопления, присоединяемой к тепловым сетям, с естественной или принудительной циркуляцией теплоносителя без реконструкции самой системы отопления.

Изображение комби-клапана регулятор температуры расхода

Рис. 4. Комби-клапан HERZ

Практика применения систем регулирования (в частности, установка ИТП) показывает значительное сокращение энергопотребления (до 30%), при этом жильцы получают возможность значительно снизить платежи за коммунальные услуги и повысить уровень комфорта в своем жилье.

Для достижения максимального уровня энергосбережения установка теплового пункта должна сопровождаться и другими энергоэффективными мероприятиями, такими, как установка арматуры для ручной (статической) и автоматической (динамической) балансировки систем отопления, а также установка термостатических клапанов на отопительных приборах. Результаты такой модернизации будут очевидны уже в первые месяцы эксплуатации системы регулирования.

Більше важливих статей і новин в Telegram-каналі AW-Therm. Підписуйтесь!

Источник

Регулятор температуры горячей воды, или почему из крана шпарит кипяток

Здраствуйте, уважаемые читатели! В предыдущей статье я писал про открытую и закрытую систему горячего водоснабжения. Пока не будем касаться закрытой системы ГВС, а поговорим про систему обеспечения горячей водой через открытый водоразбор. Такое обеспечение горячей водой довольно широко распространено в нашей стране.Чем характерна такая система? Давайте рассмотрим это на схеме ИТП (индивидуального теплового пункта).

Читайте также:  Импульсный регулятор для электропогрузчика

Чертеж ИТП

Схема эта характерна тем, что разбор воды на горячее водоснабжение ведется непосредственно из теплосети, а именно из подающего и обратного трубопроводов до элеватора. Вот как раз в регуляторе температуры ГВС и смешиваются эти две линии. Функция регулятора состоит в том, чтобы при смешивании двух потоков с подачи и обратки выдавать горячую воду с нужной температурой потребителю, а именно 60 °С. В советское время в теплоузлах с открытой системой ГВС устанавливались так называемые регуляторы ГВС прямого действия.

На фото показан примерно такой, разница только в том, что он посовременнее, не советского времени. На фото регулятор РТ-ТС, то есть регулятор температуры горячей воды прямого действия. Конструкция разных типов этих регуляторов температуры незначительно отличается, но принцип действия у всех регуляторов неизменный.

РТ ГВС

Принцип этот основывается на возможности термочувствительного элемента открывать или перекрывать поток воды в зависимости от изменения температуры воды. В таком регуляторе находится термобаллон с веществом с большим коэффициентом объемного расширения – это может быть парафин, бензол и т.п. материалы.Термобаллон обычно выполнен в форме сильфона. При повышении температуры ГВС вещесто в термобалоне начинает расширяться и давит на клапан, который соединен с теромобалоном. Этот клапан имеет возможность приоткрывать и закрывать поток горячей воды, идущей непосредственно к потребителю.

Как говорится, все гениальное – просто. И все бы было ничего и даже здорово, но регуляторы эти практически повсеместно не работают. То есть может, быть они когда то и работали, или не настраивали их в свое время соответствующим образом, но я чаще вижу их неработающими. То есть в качестве декорации – когда сдают теплоузел энергоснабжающей организации перед началом отопительного сезона – вроде есть РТ, все согласно «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок». А на самом деле не работает он с бородатого 198. года.

К чему все это приводит на практике? А приводит это как раз к тому,что в смесителях из крана горячего воды шпарит кипяток. То есть, при неработающем регуляторе вода из подачи естественно передавливает воду с обратки, так как давление больше, и идет в смесители с той температурой, какая должна быть по температурному графику. Понятно, что зимой при температурном графике 150-70 °С температура в подаче зачастую больше 100-120 °С. А это уже кипяток, ведь вода в трубах не вскипает только потому,что она под давлением. Но как только открывается кран – все, кипяток. То есть,по факту получается, что в кране горячей воды температура больше, чем в радиаторе отопления, так в систему отопления вода поступает после смешения в элеваторе, и при самых сильных морозах не превышает 95 или 105 °С, в зависимости от температурного графика.

Читайте также:  Регулятор давления задних тормозов фиат

Какой же есть выход из этой ситуации. Первый самый радикальный и правильный – замена регулятора температуры ГВС в ИТП (теплоузле) на современный РТ.Благо сейчас выбор большой хороших РТ и зарубежных и отечественных. Есть и второй выход. Дело в том, что вода в регулятор поступает, как мы помним, не только с подачи, но и с обратки. При низких температурах наружного воздуха, температура в обратке колеблется в пределах от 60 до 70 °С, то есть вполне приемлимо. В этом случае нужно просто прекрыть задвижку на подающем трубопроде на ГВС, все просто. Но учитывая нашу росийскую действительность, всеобщий пофигизм, редко когда это делается.

Есть и еще один отрицательный момент при таком неработающем регуляторе температуры ГВС. Дело в том, что счетчики горячей воды устанавливают в основном по техническим характеристиками до 90 °С, соответственно на такие параметры и выдают технические условия на установку приборов учета в управляющих компаниях. Строго говоря, это правильно, так по СНиП температура ГВС не должна быть выше 75 °С. Однако делаем поправку на нашу российские реалии, на ситуацию, которую я описал выше и получаем что в счетчик ГВС порой вода идет с температурой 110-125 °С.

Естественно, счетчик на такие параметры не рассчитан и «сваривается», то есть начинает течь, запотевает стекло и прочие неприятности. Или даже если счетчик выдерживает такое насилие над собой, срок службы его по времени сокращается раза в два. Есть однако, выход и из этой ситуации. Водомеры тахометрические или механические ( то есть те какие и ставят на линию ГВС) есть и до 150 °С. Такой счетчик точно выдержит у вас любые температуры. Правда, и стоит он примерно в 4-4,5 раза дороже, чем счетчик до 90 °С. И техническим условиям на установку приборов учета это тоже не соответствует (но это уже мелочи).

Вообщем самый правильный путь – повсеместная модернизация индивидуальных тепловых пунктов (теплоузлов), то есть не только замена РТ, а вообще автоматизация и полная модернизация. Нельзя сказать, что ничего не делается в этом направлении. Кое что, конечно, делается. Однако далеко еще не везде, так как понятное дело, требует больших капиталовложений.

Источник