Меню

Регуляторы социальному экономических проблем



Регулирование социально-экономических условий жизни общества

Направление социальной политики

Социальная политика всегда связана с отношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовных благ и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечной целью которой является повышение благосостояния населения.

Социальная политика – совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.

Важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Государство перераспределяет доходы путем выплат социальных трансфертов, введением минимальных ставок заработной платы, а также изменения цен, устанавливаемых рынком. Однако перераспределение доходов внутри общества ведет к снижению экономической эффективности, которое американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром», социальной помощи.Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.

Еще одна проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, заключается в парадоксальном явлении, подмеченном многими экономистами: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Государство в силах изменить правила игры, вводя новую систему налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать, что в результате этих изменений действительно перераспределяемый национальный доход потечет от богатых к наиболее бедным?.

Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация доходов – увеличение денежных доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В условиях переходной экономики России социальная политика отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудный, и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества. Это определяет ориентацию социальной политики на выполнение принципа экономической рациональности, в соответствии с которым задача государства – создание условий для повышения доходов.

Таблица 1- Основные характеристики федерального бюджета

Показатель Отчет Оценка
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Доходы, млрд. руб. 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 561,3
% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0
Расходы, млрд. руб. 3 514,3 4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 980,1
% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1 612,9 1 994,1 1 794,6 1 705,1 -3 418,8
% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18.5 % к ВВП в 2012 году.

Читайте также:  Usb регулятора громкости для пк

Регулирование социально-экономических условий жизни общества

Не нужно знать экономических законов, чтобы понимать, какое значение в нашей жизни имеет доход. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике пишет: «. если в бюджет семьи каждую неделю, каждый месяц и каждый год не поступает устойчивый поток денег, то такой семье жизнь осточертеет, даже если она сплошь и состоит из святых». Там, где такой поток устойчив и обширен, там совсем другая жизнь. Хотя богатые тоже плачут.

Во всех государствах современного мира, как и тысячелетия назад соседствуют самые разные миры. Небоскребы, сияющие разноцветьем реклам центральные улицы крупных городов, офисы, театры, рестораны, газетные издательства — все лучшее собрано здесь. А рядом, в затемненных кварталах, на городских окраинах, в подземных переходах протягивает свои злобные руки порок: убийства, грабежи, изнасилования, проституция, наркотики. Пропасть между верхами и низами разительна.

Особенно наглядно идет процесс расслоения населения на богатых и бедных на территории бывшего СССР. За каких-то 6-8 лет разрушено все, что создавалось в течение 70 лет, пуста казна, много ценного исчезло из национального достояния когда-то великого государства.

В рыночной экономике доходы всех владельцев формируются на основе закона спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Распределение населения Украины по уровню доходов свидетельствует о высокой поляризации в обществе. Если в 1993 году средний доход 10 % самых обеспеченных граждан превысил доход 10 % самых малообеспеченных в 6,7 раз, то в 1994 году этот разрыв составил 9 раз, а в 1995 году — 12 раз. Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. На практике обездоленные крестьяне Российской империи не раз вооружались топорами и вилами и подвергали разграблению помещичьи угодья. За утверждение «справедливого» распределения доходов с оружием в руках выступали французские буржуа и горожане, пролетариат многих государств.

Дебаты по поводу установления равенства дохода сопровождали всю историю развития цивилизации и обнаружили широкий спектр мнений и позиций. В одних случаях речь шла о равном отношении к «испеченному пирогу» всех слоев населения по принципу «всем сестрам по серьге». В других случаях отстаивалась позиция распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества. Сторонники третей позиции предупреждали нас, что «стремление к равенству» подорвет любую экономическую систему, приведет к ее гибели.

Неоспоримым фактом остается одно: только в случае постоянного увеличения ежегодного выпекаемого «пирога» общество может надеется на повышение общего уровня жизни. Но увеличение «пирога» не гарантирует уровня жизни для всех. Это зависит от того, как товары и услуги распределяются среди людей. Какая-то группа населения может постоянно повышать свой уровень жизни за счет других.

В ХХ веке в развитых странах Запада и США все большее распространение получали взгляды, возлагаемые на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. И в реальной жизни населения этих стран распределение доходов осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения. Социальная политика государства — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях между богатыми и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактически исчерпало себя.

Читайте также:  Нормы права отличаются от норм морали следующими признаками являются регулятором поведения людей

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Дифференциация доходов (разность) — разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10 %-й (децильный) группы наиболее низко доходных граждан и 10 %-й группы наиболее высокодоходных граждан. В качестве критерия дифференциации доходов используется также отношение условно максимального и минимального доходов или соотношение между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.

Источник

Государственное регулирование социально-экономических проблем агропромышленного комплекса

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.04.2016 2016-04-06

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Куценко, Т. М. Государственное регулирование социально-экономических проблем агропромышленного комплекса / Т. М. Куценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.5 (110.5). — С. 122-123. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27523/ (дата обращения: 05.04.2021).

Государственное регулирование социально-экономических проблем агропромышленного комплекса

Вопросы эффективности государственного регулирования социально-экономических проблем агропромышленного комплекса для современной России приобретают особое значение, поскольку данная отрасль обеспечивает основные пищевые потребности населения, поэтому выявление и осмысление основных направлений государственной поддержки и правового регулирования данной сферы, представляется перспективной и жизненно важной задачей.

Ключевые слова: правовое регулирование, социально-экономические проблемы, агропромышленный комплекс, государственное регулирование, стратегия.

Аграрный сектор в настоящее время следует отнести к приоритетным отраслям развития российского государства, который претерпевает системный и затяжной экономический кризис. При этом множество проблемных вопросов социального и экономического характера агропромышленного комплекса (АПК) до сих пор не решены на федеральном уровне. Однако представляется вполне очевидным, что именно своевременные и эффективные меры государственного регулирования назревших проблем АПК могут оказать действенную помощь в преодолении кризисного рубежа в аграрной сфере.

Следует отметить, что на данный момент потенциал российского АПК не реализуется даже на половину, поскольку сельскохозяйственные ресурсы используются далеко не полностью. Представляется, что АПК мог бы приносить больше дохода, чем добыча нефти и газа. При этом, учитывая высокий потенциал занятости, который может обеспечить сельское хозяйство, развитие АПК помогло бы решить проблему безработицы и бедности в России. Также рациональное использование АПК могло бы не только избавить население страны от необходимости потреблять некачественные продукты питания, но и позволить укрепить и стабилизировать российскую экономику.

Считаю целесообразным в данном контексте отметить некоторые особо острые социально-экономические проблемы АПК, которые требуют соответствующего государственного регулирования.

1. Одной из таких проблем является неразрешенная проблематика, связанная со вступлением Российской Федерации в ВТО, которое нанесло весомый ущерб сельхозпроизводителям и повлекло резкое ужесточение конкуренции. В этой связи, на правовое регулирование возлагаются задачи обеспечения экономически обоснованной и выгодной конкуренции, минимизации потерь, а также обеспечения формирования и реализации аграрной политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Специалисты в данной области обосновывают, что эти задачи можно разрешить при условии определения тех отраслей, которые более других нуждаются в оказании государственной поддержки и стимулировании, а также отраслей-моторов, которые могут обеспечить интенсивный рост всего АПК [1].

2. Следует также отметить, что в данный кризисный период не получают должной государственной поддержки малые и средние предприятий АПК. Данное утверждение основано на том, что многие из них оказались на грани банкротства или прекратили свое существование. Кроме этого, особая государственная поддержка необходима и регионам с неблагоприятным климатом, к которым фактически относится значительная часть российского государства. Поэтому, важнейшими направлениями поддержки АПК в новых правовых условиях хозяйствования является дальнейшая работа по снятию (уменьшению) все еще значительного числа административных барьеров, которые существенно затрудняют темпы развития АПК, а также принятия соответствующих мер государственной поддержки мелкого и среднего бизнеса в сфере АПК, особенно в климатически неблагоприятных регионах. Государственное регулирование указанных проблемных аспектов может быть реализовано посредством принятия единого правового акта программно-стратегического характера.

Читайте также:  Регулятор давления насосной станции алко

3. Общеизвестно, что Президент России запретил ввоз сельхозпродукции, сырья и продовольствия из тех стран, которые ввели санкции против России. По мнению одних экспертов подобные меры могут оказать положительное влияние на развитие АПК, другие же считают, что наказывая западных партнеров, пострадает в первую очередь АПК. Это обусловлено зависимостью России от внешнего рынка, поскольку, например, трактора, с помощью которых собрали рекордный урожай в 2014 году, преимущественно американского происхождения, а производство сельхозтехники в России по-прежнему не развивается. Поэтому в данном ключе, считаю рациональным предусмотреть на государственном уровне возможность сельскохозяйственным производителям лоббировать продление запрета на ввоз западной сельхозпродукции до пяти или десяти лет. В данном случае у АПК имеются конкретные позитивные перспективы. Но и данный аспект не лишен проблем, так предполагается, что вместо западных товаров российский рынок может заполнить продукция из развивающихся стран, которая также будет «досаждать» отечественным производителям и тормозить развитие АПК. Поэтому считаю, что только предоставление права ‒ продления срока санкций против западных конкурентов будет недостаточным, необходимо еще и жесткое рациональное квотирование импорта из развивающихся стран, чтобы их продукция физически не могла заполнить российский рынок.

В результате чего, видится необходимым на государственном уровне предусмотреть решения рассмотренных проблемных аспектов в соответствующем правом документе, который мог бы своевременно и эффективно разрешать сложные социально-экономические аспекты АПК.

4. Также представляется открытым вопрос о балансе экономических и правовых методов регулирования сферы АПК [2]. Здесь речь идет о поиске формулы правильного сочетания экономических и правовых (административных) методов государственного регулирования проблем АПК. В данном случае было бы вполне разумно разработать эффективные и своевременные меры правового регулирования социально-экономического характера, основанные как на теоретическом, так и практическом исследовании АПК.

Данные аспекты могут быть предусмотрены посредством принятия соответствующей стратегии, направленной на решение социально-экономических проблем АПК на всех уровнях государственной власти, которая будет бороться с кризисными явлениями в данной области (подобные правовые акты в настоящее время принимаются и реализуются [3]).

В рамках принятия и реализации стратегии, направленной на решение социально-экономических проблем АПК, представляется возможным учесть все изменения и особенности российского АПК в кризисный период, а также выработать своевременные эффективные меры государственной поддержки АПК. Поэтому считаю, что наиболее приемлемым для решения социально-экономических проблем АПК является именно принятие соответствующей стратегии, которая позволит АПК не только устоять в период кризиса, но и разработать основные направления его развития.

  1. Городецкая Е.А. Направления совершенствования административно-правового регулирования агропромышленного комплекса России // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 4. С. 46 — 50.
  2. Козырь М.И. Правовые проблемы развития агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. 2010. № 4. С. 28 — 37.
  3. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012г. № 559-р // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2012. № 18. Ст. 2246.

Источник