Регуляторы социально экономического воздействия



Социальное регулирование. Понятие и виды. Часть 2

Учитывая тот факт, что социальное регулирование можно назвать системой, соответственно оно состоит из взаимообуславливающих работу друг друга элементов, и соответственно их можно классифицировать.

Перевалов предлагает в своих трудах следующее подразделение в зависимости от соотношения социального и естественного в определенном регуляторе[1]:

1)Естественные нормы в виде сформулированного знания об обычном состоянии объекта.

2)Правила работы с техническими и природными объектами (технические нормы)

3)Правила поведения на основе естественных норм. Большая часть социальных норм относится именно в эту подгруппу.

4)Правила поведения, являющиеся скорее целями и задачами, стоящими перед обществом.

Так можно классифицировать все, более всего абстрактно.

С другой стороны, Морозова предлагает деление индивидуальных регуляторов на нормативные, то есть на нормы права, и индивидуальные (ненормативные), которые подразделяются на ценностные, директивные и информационные[2].

Ценностный – регулятор, определяющий поведение членов общества при поддержке системы социальных ценностей, стереотипов поведения и психологических установок. Его формирование проистекает различно в культуре микрообществ (Наций, народов, и тд.). Его устойчивость к течению времени обуславливается масштабом и глубиной проникновения в сферы общества, что делает нормы права зависимыми от ценностных ориентиров.

Директивный – регулятор, воздействующий на общество с помощью определенных указов и приказов, директив, собственно.

Хорошим примером тому станут директивы КПСС в период существования командно-административной системы в СССР, охватывавшие все сферы общества.

Информативный – регулятор, воздействующий при помощи средств массовой информации (СМИ), которые привлекают внимание социума к наиболее острым общественным проблемам. Более всего этот тип воздействия зависит от института гласности и его развитости.

Все приведенные типы регуляторов взаимозависимы, в особенности нормативные и индивидуальные, которые, по сути, дополняют действие друг-друга. Влияние их огромно, особенно вкупе. Можно представить определенную абстрактную норму, которая продвигается сперва через обычаи и устои, а потом к важности проблемы этой нормы привлекается внимание повсеместно – как СМИ, так и указами уполномоченных на то лиц.

[1]. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 428 с.

[2]. Морозова, Л. А. Теория государства и права. учебник / Л. А. Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 464 с.

Источник

Социальные регуляторы

date image2014-02-02
views image10304

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Социальное регулирование: понятие, цели, структура.

Общество позволяет достичь определённой упорядоченности, стабильности, согласованности в жизни людей (т.е. порядка) при помощи социального регулирования.

Порядок в обществе – необходимое условие его нор­мальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность обществен­ных отношений, определенная гармония во взаимодействии людей. Но общество всегда будет характеризоваться внутренней противоречивостью, т.к. люди не одинаковы, каждый человек имеет свои собственные интересы, систему ценностей, собственное мнение по различным вопросам. Поэтому порядок в обществе характеризуется не отсутствием конфликтов, а наличием специальных процедур их разрешения, позволяющих обществу существовать и развиваться.

Таким образом, в обществе создаются нормы, правила, определяющие:

1. требуемое, т.е. должное или возможное поведение людей. Определяются границы допустимого поведения людей.

2. порядок реализации установленных прав и обязанностей. Недостаточно только наделить правами и обязанностями. Нужно обеспечить возможность их фактической реализации.

3. порядок мирного, цивилизованного, во-первых, разрешения споров и конфликтов, во-вторых, возмещения причинённого вреда, в-третьих, привлечения к ответственности

Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений.

Регулировать (в социально жизни) – значит определять, каким должно быть поведение людей, чтобы общество могло существовать и развиваться как единая система.

Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объём и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведёт к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нём противо­речий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического (природного) факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.

В-третьих, с усложнением социальной жизни её регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

Социальное регулирование – это воздействие на поведения людей путём установления для него определённых рамок с помощью норм, правил в целях обеспечения порядка в обществе.

Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.

Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных индивидуальных решений, относящихся к отдель­ным случаям, к конкретным лицам. Используется такой социальный регулятор как «акты индивидуального регулирования».

Нормативное регулирование – упорядочение поведе­ния людей при помощи общих правил поведения, которые распространяются на неопределённый круг лиц (на всех, на любого, на каждого). Используется такой социальный регулятор как «социальные нормы».

Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. А индивидуальное регулирование позволяет конкретизировать отношения между чётко персонально определёнными субъектами с учётом их интересов.

Индивидуальное регулирование изначально лежит в основе развития общественных отношений, так как до создания общего правила люди, вступая в новые общественные отношения, вырабатывают компромиссные индивидуальные решения, на основе обобщения и анализа которых создаётся общая норма. И уже после сформирования общей нормы члены общества получают ориентир для выстраивания общественных отношений. В процессе реализации созданных норм выявляются недостатки в регулировании и общие нормы корректируются.

Источник

Поделиться с друзьями
Мощность и напряжение
Adblock
detector