Меню

Регуляторы поведения больших групп людей



Социальные регуляторы поведения

Появление, формирование, совершенствование личности характеризуется некоторыми факторами, осуществляется по конкретным закономерностям. Социальные регуляторы позволяют выявлять и пояснять особенности существования личности в обществе.

Определения

В качестве субъектов социального поведения рассматривают малые группы, общество, саму личность.

Она включена в серьезную систему разнообразных общественных отношений. К ним относятся: политические, правовые, производственные, идеологические, нравственные, религиозные отношения, управляют ими социальные регуляторы.

Внутренние регуляторы

Проанализируем основные их виды, позволяющие давать качественную характеристику личности.

Социальные регуляторы общества включают в себя:

  • общественное производство, мнение, отношения, сознание, социально-экономическую ситуацию;
  • стиль и образ жизни, традиции, социальный контекст, социальные установки, ценности, семью, быт;
  • мораль и этику, культуру, идеологию, мировоззрение.

Внешние регуляторы

Социальные регуляторы могут выступать и внешними факторами:

  • масштабные социальные группы (слои, классы, когорты, профессии, этнос);
  • небольшие группы (организация, группа);
  • социально-психологический климат, групповые отношения, степень организации коллектива.

Общие феномены

Такие социальные регуляторы поведения подразумевают традиции, вкусы, символы, слухи, предрассудки, стереотипы, коммуникации.

Для характеристики индивидуальности используют и личностные компоненты социально-психологических регуляторов. Такие социальные регуляторы представлены установкой, авторитетом, позицией, социальной престижностью, статусом. С их помощью можно выделять определенные черты конкретной личности.

Социальные нормы

Они выступают универсальным социальным регулятором общественных норм поведения. Среди таких факторов выделим моральные, правовые, религиозные нормы. К корпоративным нормам относят модели, образцы отношений и действий, традиции и обычаи, разнообразные обряды и ритуалы. В эту же группу включены и договорные нормы, деловые отношения.

Важно упомянуть о том, что личность выступает в виде объекта социальной регуляции в системе внешней общественной детерминации. В процессе социального поведения ее рассматривают не просто как субъект внутреннего поведения, но и с точки зрения внешней регуляции.

Многие психологи рассматривают регулятивную функцию личности в психическом поведении и функционировании с позиции психических процессов, состояния, качеств.

Психические процессы

Социальные регуляторы общественных отношений включают в себя следующие процессы:

  • Когнитивные, к которым относятся схематизация, каузальная атрибуция, категоризация. Они предполагают получение, переработку, преобразование, воспроизведение личностью получаемой информации, без которой невозможно полноценное социальное поведение.
  • Устная и письменная речь, с их помощью личность находит общий язык с другими представителями социального общества.
  • Психологические специфические явления. Среди них выделим инсайт (мысленное постижение), интуицию (выход за пределы имеющегося опыта путем образного обобщения непознанных закономерностей), суждения, умозаключения, решение задач (предвидение хода событий, анализ ситуации, поиск выхода из нее).

Семантическое субъективное пространство в когнитивном блоке представляет собой обобщение внутренних регуляторов поведения личности в обществе.

В. Ф. Петренко выделяет следующие факторы перестройки семантических субъективных пространств:

  • оценка;
  • активность;
  • упорядоченность;
  • сложность;
  • силу;
  • комфортность.

Построение семантического пространства подразумевает несколько этапов. Сначала происходит выделение всех связей у рассматриваемых объектов. Далее выстраивается матрица сходства выбранных объектов, оценивается их близость. Потом проводится математическая обработка матрицы с помощью факторного анализа. И на завершающем этапе проводится интерпретация рассматриваемых факторов.

Право как социальный регулятор выступает одним из внутренних регуляторов поведения личности. Оно позволяет оценивать эмоциональную реакцию личности на воздействие сильных или кратковременных раздражителей.

Читайте также:  Обратный клапан после регулятора давления

Среди внутренних регуляторов психологического состояния особый интерес представляет депрессия. Она связана с отрицательным эмоциональным фоном и пассивностью поведения.

К этим же показателям причисляют и разнообразные навязчивые состояния, например, мгновенное появление болезненных мыслей, побуждение к резким действиям, связанные с проблемами, возникающими в семье, на работе.

Благодаря психологическим качествам обеспечивается внутренняя субъективная регуляция, выражаемая в двух формах:

  • В виде личностных свойств это можно рассматривать как склонность человека к активным действиям, ответственности за проводимые действия, преобразования.

Благодаря личностным качествам человек налаживает взаимоотношения с другими людьми, находит способы поведения в социальном обществе. От этих качеств напрямую зависит самоопределение человека, его поведение в проблемных ситуациях, способность к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию.

Особый интерес представляет самооценка, касающаяся отношения к себе, своим возможностям и способностям, нравственным качествам.

Человек, имеющий завышенную самооценку, считает себя интеллектуально выше других, при этом в реальности его способности весьма скромные и недостаточные для того, чтобы справляться с несложными ситуациями.

Социально-психологические качества личности предполагают готовность человека к оценке сложившейся ситуации, способности его устанавливать эмоциональные одобрительные отношения с другими людьми.

Заключение

Необходимо отметить, что внутренние (субъективные) и внешние (объективные) регуляторы существуют не отдельно друг от друга, между ними предполагается диэлектрическая взаимосвязь. Учитывая принцип детерминизма, который был сформулирован С. Л. Рубинштейном, регуляторы могут являться и источником внешних причин, преломленных через внутренние условия.

Внешние регуляторы предстают в роли внешних причин социального поведения любой личности, благодаря внутренним регуляторам происходит преломление действия разных внешних детерминант. Психологический процесс развития нравственных качеств, сознания, поведения, перестройки, мотивации нервной системы, способности к принятию важных решений происходит благодаря диэлектрическому взаимодействию внутренних и внешних регуляторов. Качество их связи определяет особенности психики человека.

Источник

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп

Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие группы структурно и функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции.

Общественное сознание — система духовно опосредствованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им, воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии.

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное общественное сознание.

Разновидность общественного сознания — массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание имеет особенности, присущие самой массе, — аморфность, недостаточную структурированность, неопределенность состава его носителей, разнородность этого состава; массовое сознание — ситуативное производное от общественного сознания.

Читайте также:  Dremel 4000 схема регулятора оборотов

Массовое сознание формируется в процессе межличностного и межгруппового общения по поводу воспринимаемой актуальной социально-политической информации и проявляется как общий знаменатель индивидуальных сознаний. Содержанием массового сознания является общезначимое конкретное явление жизни общества, захватывающее всех членов общества. Массовое сознание формируется в основном средствами массовой коммуникации. Субъект массового сознания может расширяться или сокращаться под влиянием агитации и пропаганды, языковых средств воздействия. Массовое создание может быть прогрессивным и реакционным, критическим и конформистским.

Массовое сознание отражает интересы масс, обусловленные их жизненным уровнем, а также уровень их политической активности.

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение — состояние массового сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным дискуссионным проблемам.

По структуре общественное мнение может быть монистичным (от греч. monos — один) и плюралистичным (множественным). Возникая в различных сферах общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение — постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его прогрессивного развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение — эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.

Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах, называются традициями. Традиции могут быть социально-положительными и косными, реакционными.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы этого сознания переходят в сферу группового подсознания (классовое чутье).

Они существенно влияют на формирование соответствующего социального типа личности.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. ethnos — племя, народ), — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

Читайте также:  Регулятор давления с манометром для краскопультов walcom

На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию.

Читайте также

5. Массовое обследование больших групп испытуемых. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета»

5. Массовое обследование больших групп испытуемых. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета» Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом

ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп

ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно

23. Понятие и типология социальных групп

23. Понятие и типология социальных групп Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.Семья, школьный класс, друзья и профессиональный

Глава 5. Психологические аспекты подготовки социальных хакеров

Глава 5. Психологические аспекты подготовки социальных хакеров В этой главе мы рассмотрим такой важный вопрос, как психологическая подготовка социального хакера. Для того чтобы лучше понять действия социальных хакеров и методы, которые они используют, представим на

8.7. Психологические аспекты помогающей деятельности социальных педагогов

8.7. Психологические аспекты помогающей деятельности социальных педагогов Имеются различные определения социальной педагогики как научной дисциплины и как направления практической деятельности:• социальная педагогика — это научная дисциплина, раскрывающая

5.2. Скрытые механизмы саморегуляции психики и организма

5.2. Скрытые механизмы саморегуляции психики и организма Знаете, есть такой очень старый и интересный анекдот:«Вызывает новый русский компьютерного мастера, и, говорит ему: Вы знаете, у меня не работает подставка под кофе. Компьютерщик в ответ: „ААА, CD—room сломался“Ну, так

2.4. Принципы исследования психологии больших социальных групп

2.4. Принципы исследования психологии больших социальных групп Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок,

Социально-психологические феномены групп

Социально-психологические феномены групп Принадлежность индивида к группе оказывает на его поведение и мышление значительное влияние. Результаты этого влияния провоцируют межгрупповую конфликтность. Рассмотрим соответствующие феномены.Социальная фасилитация (от

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием. Возникновение социальных групп связано с социальными

Образование социальных групп

Образование социальных групп Социальная группа начинается с цели. Общая для человечества цель – выживание, но для каждой отдельной группы людей она может варьироваться в очень широких пределах. Это и добывание пищи, и воспитание потомства, и защита от хищников. В любом

Источник