Меню

Регуляторами международных отношений являются



Регуляторами международных отношений являются

Международное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими государствами и другими субъектами международного права, и регулирующие отношения между этими субъектами международного права, в целях обеспечения мирного сотрудничества государств, равноправия и самоопределения народов.

МП — это особая правовая система, регулирующая межд. отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом МП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП. Особенностью метода МП является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.

Нормы международного права — это правила поведения, которые создаются субъектами международного права и регулируют отношения между ними, обращенные к неопределенному числу государств и обязательные для них.

Нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года под императивной нормой общего международного права понимается норма, принимаемая и признаваемая международным сообществом государства, отклонение от которой недопустимо. Императивными нормами, например, являются принципы международного права.

Диспозитивные нормы — это правила поведения, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств Диспозитионость нормы предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Функции международного права

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать взаимных помех при использовании электросвязи).

Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невозможно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).

Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (например, положения о международной ответственности за нарушения международного права или механизмы контроля за соблюдением договоров).

Охранительная функция международного права призвана защищать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).

Соотношение международного и внутригосударственного права

Между этими самостоятельными правовыми системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран).

Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека).

Различия заключаются в следующем:

а) в международном праве его субъектами, как уже отмечалось, являются государства, нации и международные организации. Во внутригосударственном праве к таковым относятся физические и юридические лица;

б) для субъекта международного права характерны отношения равенства, сотрудничества, для внутригосударственного субъекта отношения властвования, управления;

в) нормы в международном праве создаются самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Во внутригосударственном праве нормы создаются национальными органами власти, например парламентом.

Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. C другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации.

Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права.

Существует две теории относительно соотношения международного права и внутригосударственного: дуалистическая и монистическая.

Дуалистическая теория основывается на том, что международное и внутригосударственное право — это две разные правовые системы.

Монистическая теория — исходит из соединения международного и внутригосударственного права в единую правовую систему.

Следует отметить, что дуалистическая теория более четкая, способная отграничить внутригосударственное право от международного. Так, согласно дуалистической теории, субъектами международного права являются государства, нации и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица. Механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права выглядит следующим образом:

— трансформация — осуществление государством норм международного права посредством издания национальных нормативных актов (например, закона, акта о ратификации международного договора);

— рецепция — нормы национального права текстуально повторяют нормы международного права, конкретизируют их, учитывая особенности социального строя государства;

— инкорпорация — включение норм международного права во внутригосударственное право;

— отсылка — во внутреннем акте государства может быть применена отсылка к международному акту (например, договору).

Пример тому часть 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Государство, заключившее международный договор, обязано его соблюдать. В этом случае оно не может ссылаться на внутреннюю норму, если решит отказаться от выполнения положений международного договора.

Таким образом, для формирования устойчивой правовой системы необходимо, чтобы внутригосударственное право было согласовано с международным.

Читайте также:  Приточные решетки с регуляторами расхода воздуха

Международное публичное и международное частное право

Международные отношения шире, чем межгосударственные, межвластные. Действующими лицами на международной арене выступают физические и юридические лица в своём личном качестве, а не от имени государства. Такие отношения регулируются нормами национального права (например, законы государств о правовом статусе иностранцев на их территории); нормами сделок-контрактов, заключаемых лицами различного гражданства; коллизионными нормами (правилами, которые определяют применимое право того или иного государства к возникающему правоотношению); международными договорами, которые унифицируют порядок правоотношений лиц различной национальности в той или иной области (гражданские, трудовые, семейные отношения).

Перечисленный набор источников норм, регулирующих международные отношения такого рода, дает основание для различения международного публичного (межвластного) права и международного частного (не межвластного) права. Соответственно, наука международного права разделилась также на две части.

В отечественной доктрине можно выделить два направления: одни считают, что международное публичное и международное частное право составляют два раздела единой системы международного права; по мнению других, международное частное право входит в национальные правовые системы в качестве их отрасли.

Сложное взаимодействие норм международного публичного и международного частного права, нередкий переход правоотношения из сферы международного частного права в сферу международного публичного права (например, право лица на так называемую дипломатическую защиту своих нарушенных интересов), обязательность. соответствия частноправовых отношений общепризнанным принципам международного публичного права, развивающаяся кодификация норм международного частного права в межгосударственных договорах — все это свидетельство того, что истинный профессионализм юриста-международника предполагает одинаково хорошее владение знаниями в обеих областях правового регулирования международных отношений.

Соотношение международного права с международным частным правом. Отличия международного права от международного частного права

Соотношение международного права и международного частного права выражается в следующем

1. Их объединяет общая цель — создание правовых условий для международного сотрудничества в различных областях международных отношений

2. Международные договоры по международному частному праву не могут противоречить основным принципам международного права. Это означает, что нормы международного права являются превалирующими, первоосновой по отношению к нормам международного частного права.

Отличия международного права от международного частного права:

1. по субъектному составу:

— в отличие от субъектов международного права к субъектам международного частного права относятся физические и юридические лица, государства (это обособленные субъекты). Государства могут вступать в имущественные отношения с иностранными юридическими лицами и с отдельными иностранными предпринимателями, в таких случаях они не обладают суверенитетом, но находятся под юрисдикцией государства и подчиняются действию национальных законов.

2. по объекту регулирования:

— в отличие от объекта регулирования международного права объектом регулирования международного частного права являются гражданско-правовые отношения, но властные, но осложненные иностранным элементом.

3. по методу регулирования:

— методом регулирования в международном праве является согласование воли государств, а в международном частном праве — преодоление коллизий.

4. по источникам правового регулирования.

— источниками международного права являются

а) международные договоры и обычаи, принципы,

б) судебные решения и доктрины;

— источниками международного частного права являются

а) международные договоры;

б) внутреннее законодательство,

в) судебные прецеденты и судебная практика;

д) доктрины международного частного права.

6. по сфере действия

— сфера действия международного права — глобальная;

— сфера действия международного частного права — национальная (нормы международного частного права регулируют соответствующие отношения в пределах отдельного государства).

7. по ответственности:

— в международном праве за нарушение его норм применяется международно-правовая ответственность;

— в международном частном праве за указанные действия — гражданско-правовая.

Международное право, внешняя политика и дипломатия

Внешняя политика — это общий курс государства в международных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса.

Дипломатия — это важнейший инструмент осуществления внешней политики государства.

Внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него.

Устав ООН в качестве одной из целей создания этой Организации ставит задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (Преамбула Устава ООН).

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств. Дипломатия обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики. Этим общим знаменателем является международное право. В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с международным правом, являющимся единственным общим языком межгосударственного общения.

Международное право оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила доминирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права, голландский юрист Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: «Народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем».

Международное право — средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений.

Идеал будущего — превращение международного права в истинный кодекс поведения всех народов.

Система международного права

Система международного права — объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов.

Читайте также:  Импульсная трубка af для регуляторов afd

Отрасль международного права — совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большой степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Международно-правовой институт — это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.д.). И отрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права. Первая — объективно существующее социальное явление, вторая — результат научной мысли отдельных юристов или коллективов юристов-международников, международное право в субъективном понимании и изложении. Значение системы науки международного права состоит в том, что она является своего рода нитью Ариадны в огромном лабиринте многосторонних и двусторонних договоров, которыми связано каждое государство.

Существует множество научных определений понятия международного права. Наиболее общим является следующее: система юридических норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на определенном этапе развития цивилизации

Источник

Регуляторами международных отношений являются

Краткий курс международного права — 1

Только для ваших глаз тех, кому это необходимо знать. Тема 1. Международное публичное право как особая правовая система.
Зачем изучать МПП если вы не собираетесь становиться дипломатами, работниками МИД или юристами-международниками? Во-первых, изучая МПП вы изучаете новые и повторяете уже известные юридические термины и понятия, т.е. овладеваете юридическим языком, без знания которого вы никогда не станете настоящим юристом. Во-вторых, изучив МПП вы станете лучше понимать, что происходит в мире, правильно оценивать новости, которые обрушивают на нас СМИ и Интернет, научитесь отличать, где нам врут, а где говорят правду.

Вопрос 1. Понятие, особенности, сущность и система международного права.

Международное право – это особая правовая система, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. (Правовая норма – это правило. Принцип – это наиболее важное, общепризнанное правило, отклонение от которого недопустимо.)
Научная дисциплина «международное право» – это совокупность знаний, теорий и идей о международных отношениях. Учебная дисциплина «международное право» — это совокупность наиболее общих знаний о международных отношениях и о международном праве.
Особенности международного права: 1. Предметом регулирования являются международные отношения. 2. Первичными субъектами международного права являются государства. 3. Принципы и нормы МПП: — создаются путем согласования интересов субъектов МПП — добровольно принимаются, исполняются и обеспечиваются (в том числе, путем принуждения) самими субъектами МПП.

Сущность международного права: 1. Отражает международные процессы и распределение сил на международной арене. Право всегда вторично, поскольку первоначально возникают общественны (в нашем случае, международные) отношения, которые требуют регулирования. При выработке международно-правовых норм преимущество имеют государства, обладающие наибольшим экономическим и военно-политическим потенциалом. Например, Устав ООН был принят в 1945 году странами победителями во Второй мировой войне, а постоянными членами Совета Безопасности ООН, стали пять наиболее могущественных в тот период времени государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. 2. Является инструментом воздействия на общемировые процессы. Например, Договор об Антарктике, 1959г., Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968г., и многие другие. 3. Юридически закрепляет меры, направленные на достижение международного мира и безопасности, обеспечение прав и свобод человека.

Система международного публичного права – это разделение принципов и норм международного права на обособленные отрасли и институты. Отрасль международного права – это подсистема международного права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих определенную область международных отношений. Институт международного права – это обособленная группа правовых норм, регулирующих однородные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.
Примеры отраслей и институтов международного права: Право международных договоров. Право международных организаций, куда входит — институт ООН. Территория в международном праве. Международное морское право, куда входят — институт исключительной экономической зоны; — институт континентального шельфа; — институт территориального моря. Международное космическое право. Международное воздушное право. Международное гуманитарное право. Право вооруженных конфликтов и др.

Межотраслевые институты: — институт международного признания; — институт международного правопреемства; — институт международно-правовой ответственности и др.

Вопрос 2. Понятие и виды субъектов международного публичного права.

Субъект международного права — это независимый участник международных отношений, способный создавать нормы международного публичного права, и обладающий правами и обязанностями, предусмотренными для него международными договорами.

Основные признаки субъекта международного права: — обладает самостоятельностью и независимостью в международных правоотношениях. — в состоянии выполнять принятые нормы международного права и добиваться их выполнения от других; — может создавать нормы международного права.

В науке МПП существуют теории, согласно которым к субъектам международного права относятся международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и физические лица, участвующие в международных отношениях. Однако, классический подход предусматривает, что субъектами МПП являются не просто участники международных отношений, а акторы, которые совершают активные действия, направленные на других участников, путем создания международных правовых норм.

Виды субъектов международного права: 1. Независимые государства — п ервичные субъекты МПП.
2. Международные межправительственные организации — вторичные субъекты, создаются государствами (ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ЕС, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, ИКАО, Интерпол и др.). 3. Народы, борющиеся за свою свободу и независимость — могут становиться субъектами МП, в качестве временной формы существования государств, находящихся в процессе формирования и становления.
Основные условия признания субъектом МПП народа, борющегося за свободу и независимость: — наличие организации и руководителей; — установление власти на определенной территории; — соблюдение норм международного права.
4. Государственно-подобные образования. Например, Ватикан — Святой Престол. Ранее подобный статус имели Западный Берлин (1971-1990), «Вольные города» – Краков (1815–1846), Данциг (1920—19З9), Свободная территория Триест (1947–1954) и др.
Международная правосубъектность — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений и создавать нормы международного публичного права. Содержание правосубъектности выражается и конкретизируется через правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Читайте также:  Регулятор давления 2123 ваз колдун 2123 3512008

Международная правоспособность — э то способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Международная правоспособность возникает: — в момент образования государств; — с момента вступления в силу международного договора о создании межправительственной организации или определяющего статус государственно-подобного образования; — с момента признания организации, возглавившей национально-освободительное движение народа.

Международная дееспособность – это способность субъекта международного права самостоятельно приобретать, осуществлять и прекращать свои международные права и обязанности.
Международная деликтоспособность – это способностью субъекта международного права нести за свои действия юридическую ответственность, предусмотренную международными договорами.

Виды международной правосубъектности: Общая — способность обладать полной и постоянной правосубъектностью. Присуща государствам. Отраслевая — способность быть участниками международных правоотношений в определенной области (политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др.), характерна для международных организаций. Специальная (ограниченная) правосубъектность – способность быть участником только определенного круга правоотношений или отказ от участия в отдельных видах международных правоотношений.

Статусом специальной (ограниченной) правосубъектности обладают: — страны, имеющие статус постоянно нейтрального государства; — части федеративного государства и конфедерации; — народы, борющиеся за свободу и независимость

Вопрос 3. Источники международного права – это совокупность документов, содержащих нормы международного права, или выражение воли субъектов международного права иным способом.

Основные источники: (Согласно ст.38 Статута Международного суда ООН) 1. Международные конвенции (договоры, соглашения, пакты, протоколы, уставы, обмен нотами и др., важнейшим из которых является Устав ООН). 2. Международный обычай — это укоренившееся в международной практике правило правомерного поведения, которое соблюдается фактически (т.е. повторяется постоянно и однообразно в одинаковых случаях) и воспринимается как особая норма международного права. Например, неприкосновенность глав государств. 3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями: — наиболее важные юридические правила, присущи всем правовым системам. Например, постулаты римского права. — основные принципы международного права.

Производные (вторичные) источники: 1. Резолюции Совета Безопасности ООН. 2. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. 3. Решения международных организаций по вопросам, отнесенным к их компетенции. Например, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. вправе принимать технические правила, регламенты и стандарты, которые становятся обязательными для государств-членов.

Вспомогательные источники: (Согласно ст.38 Статута Международного суда ООН) 1. Судебные решения международных судов и высших судебных инстанций государств. 2. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных наций.

Вопрос 4. Соотношение международного и внутригосударственного права.
Основные концепции: 1. Монистические концепции – предполагают наличие единой системы права, включающей международные и внутригосударственные правовые нормы, и предусматривают: — либо примат (верховенство) внутренних правовых норм (точка зрения XVIII-XIX веков), — либо примат (верховенство) международных правовых норм (точка зрения XX-XXI веков).

2. Дуалистические концепции – предполагают наличие самостоятельного международного права и самостоятельного внутреннего права государств, и предусматривают: — либо приоритет (преимущество) внутреннего права, — либо приоритет (преимущество) международного права.
В настоящее время приоритет МПП закреплен в законодательстве Франции, Испании, ФРГ, Японии, Италии, Греции, России, США и других стран. Так, ст.6 Конституции США предусматривает, что все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.

Взаимное влияние международного и внутреннего права обусловлено: — первичностью внутреннего права; — развитием международного сотрудничества и глобализацией экономики, что привело к необходимости интеграции и унификации внутреннего законодательства.

Механизмы влияния внутригосударственного права на международное: 1. Использование международным правом общих принципов права. 2. Отражения в международных нормах воли и интересов государств, ранее закрепленных во внутреннем законодательстве. Например, в ХХ веке на международное право огромное влияние оказало внутреннее право СССР, провозгласившее равенство мужчин и женщин, всеобщее избирательное право, права на труд и на отдых, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и на образование, на жилище и т.п., что получило свое развитие во Всеобщей декларации прав человека, 1948г. и в последующих международных конвенциях о правах человека. Реализованное в Конституции СССР право наций на самоопределение было закреплено в Уставе ООН, 1945г.

Механизмы влияния международного права на внутригосударственное право: 1. Имплементация (внедрение) норм международного права во внутреннее законодательство государств. Основные формы имплементации: — рецепция – прямое заимствование международно-правовой нормы; — инкорпорация – включение или объявление к исполнению международно-правового акта соответствующим актом национального законодательства; — трансформация – переработка (переформулирование) международно-правовой нормы в норму внутригосударственного правового акта.
2. Исполнение решений международных органов и судов, влекущих корректировку внутреннего законодательства государств. (См. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»)
3. Учет интересов мирового сообщества в целях поддержания международного мира и безопасности.

Источник