Меню

Редуктор отбора мощности вом



Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности

Универсально-пропашные тракторыМТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами отбора мощности. Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.

работа заднего ВОМ МТЗ 82

Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.

Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.

Планетарный редуктор ВОМ.

В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 23 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.

Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 12 и 10 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту. Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ включён». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами. В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.

Режимы работы заднего ВОМ и переключение скорости вращения

Кулачковая муфта 20 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.

Независимый режим

В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.

Синхронный режим

В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.

Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.

Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону — 1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора. Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.

Редуктор

Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.

Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.

Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину. Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.

Неисправности ВОМ

1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали.
2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.

Читайте также:  Вся броня террарии по мощности

3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.

Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:

  • Переводят рычаг включения в положение, при котором совпадут отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
  • В отверстия заворачивается болт для фиксации рычага.
  • Откручивается контрольная гайка 4 на регулировочном болте 5 стакана 2 усилителя, и болт заворачивается на всю длину резьбы, максимально сжимая пружину 1.
  • Закручивается фиксирующий пружину стопорный болт в корпусе стакана.
  • Зафиксировав пружину, выворачивают регулировочный болт и снимают усилитель. Используя пресс, разбирают стакан и заменяют неисправные детали.
  • Сборку и установку узла осуществляют в обратном порядке.

Редуктор ВОМ

4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.

Регулировка.

Регулировка фрикционных лент редуктора ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:

  • Ось переключения фиксируют совмещением отверстий на рычаге и корпусе заднего моста 7 трактора болтом 5 м10х60 мм.
  • Отсоединяют пружинный усилитель от рычага (соблюдая вышеперечисленный порядок демонтажа), предварительно сжав пружину болтом и зафиксировав её в сжатом состоянии стопорным болтом 1, ввёрнутым в отверстие стакана корпуса 2 усилителя.

Привод управления

  • Регулировочные винты 8 лент заворачиваются до упора без излишнего усилия, затем отпускаются на полтора оборота. При этом хвостовик ВОМа должен свободно вращаться от усилия руки. Если вращения затруднительно винты отворачивают ещё на «пол-оборота».
  • Положение винтов фиксируется пластиной в крышке, закрывающей регулировочный люк.
  • Соединяя рычаг с вилкой, регулируют положение от нижней плоскости пола кабины до вилки рычага управления. Во включённом положении расстояние должно быть — 45-50 мм. Шарнирные вилки на резьбе рычага фиксируются контрольными гайками.

Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.

Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.

В состав комплекта входит:

  • Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
  • Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
  • Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
  • Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.

Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).

Шлицевой вал МТЗ 80 Преобразующий редуктор для заднего ВОМ МТЗ Карданная передача привода переднего ВОМ Карданная передача привода переднего ВОМ МТЗ 82 с опорами Кронштейн передней опоры переднего ВОМ Кронштейн передней опоры переднего ВОМ МТЗ Передняя опора ВОМ передней навески Передняя опора и приводной вал ВОМ передней навески

Практические советы по использованию.

Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:

  1. Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
  2. Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
  3. Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
  4. Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата. Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
  5. Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
  6. Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
  7. Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.

При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом. Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины. Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.

Читайте также:  Максимальная мощность двигателя настройки

Источник

Вал отбора мощности тракторов МТЗ: энергию — в правильное русло

В тракторах МТЗ обязательно есть важный узел, позволяющий использовать разнообразное навесное и прицепное оборудование — вал отбора мощности (ВОМ). О том, зачем нужен этот узел, какие типы ВОМ бывают, как они устроены и как работают, а также об их техническом обслуживании и ремонте читайте в статье.

Назначение и типы ВОМ, используемых на МТЗ

Вал отбора мощности (ВОМ) — механизм трансмиссии, посредством которого осуществляется отбор крутящего момента от силового агрегата с последующей его передачей на внешний механизм. С помощью ВОМ осуществляется привод навесных и прицепных машин, а также и автономных агрегатов различного назначения. Именно наличие вала отбора мощности делает трактор по-настоящему универсальной машиной, которую можно эффективно применять в самых разных сферах.

Тракторы Минского завода обязательно оснащаются ВОМ, причем по месту установки эти агрегаты делятся на передние, боковые и задние. Самое широкое распространение имеют валы с задним расположением, так как это позволяет эксплуатировать с трактором разное навесное и прицепное оборудование. Боковое и переднее расположение ВОМ встречается значительно реже.

На МТЗ используются комбинированные ВОМ, имеющие два типа привода:

— Синхронный — в этом режиме угловая скорость вала прямо пропорциональна скорости движения машины. Это достигается подключением ВОМ непосредственно к КПП;
— Независимый — в этом режиме угловая скорость вала зависит только от частоты вращения коленчатого вала дизеля. Это достигается подключением ВОМ к маховику двигателя в обход КПП.

В первом случае хвостовик ВОМ вращается со скоростью 3½ оборота на метр пройденного данным трактором расстояния. Во втором случае вал вращается с фиксированной частотой 540/545 или 1000 об/мин при частоте вращения коленвала дизеля 2100 об/мин.

ВОМ всех агрегатов МТЗ принципиально одинаковы и в целом имеют не слишком сложную конструкцию.

Общее устройство ВОМ и его место в трансмиссии

Вал отбора мощности любого трактора МТЗ состоит из следующих механизмов и агрегатов:

— Планетарный редуктор управления — это собственно и есть вал;
— Переключатель для выбора типа привода;
— Редуктор для переключения скоростей независимого привода (2-х ступенчатый на 540/545 и 1000 об/мин).

Планетарный редуктор — основная часть ВОМ, именно из редуктора выходит шлицевой хвостовик, к которому подключается оборудование и механизмы. В случае заднего расположения ВОМ редуктор располагается непосредственно в корпусе заднего моста. Передний ВОМ выполняется в виде отдельного агрегата, располагаемого в передней части трактора, но он имеет такой же привод, как и задний. В боковом ВОМ планетарного редуктора нет, обычно это несложный редуктор, который монтируется в левой части КПП и имеет привод от ее шестерен.

Переключатель, обеспечивающий выбор типа привода вала, включает в себя зубчато-кулачковую муфту, расположенную на ведущем валу планетарного механизма, и рычаг, передвигающий муфту по данному валу. Рычаг выходит в пол кабины, он может устанавливаться в три положения — нейтральное, синхронный привод и независимый привод. Муфта удерживается в выбранном положении с помощью пружинного фиксатора.

Редуктор для переключения скоростей независимого привода ВОМ монтируется непосредственно в корпусе сцепления трактора, он построен на двух парах шестерен и муфты переключения скоростей. Выбор скорости вращения вала отбора мощности осуществляется поводком, который перемещает зубчатую муфту в то или иное положение. Поводок располагается на корпусе КПП, поэтому переключение скоростей вращения ВОМ непосредственно из кабины невозможно.

Ключевым механизмов ВОМ является планетарный редуктор, о котором следует рассказать подробнее.

Конструкция и работа планетарного редуктора ВОМ тракторов МТЗ

Планетарный редуктор ВОМ решает две задачи:

— Изменяет крутящий момент — имеет передаточное число 1,47. Это обеспечивает достижения нужной частоты вращения вала на оптимальных режимах работы двигателя;
— Обеспечивает управление ВОМ — попросту говоря, его включение и выключение.

Планетарный редуктор имеет несложное устройство. Его основу составляет водило, на ступице которого подвижно (на втулке из бронзы, которая играет роль подшипника скольжения) устанавливается солнечная шестерня. На втулках, запрессованных в водило, монтируется три сателлита. Водило имеет жесткое шлицевое соединение с валом, от хвостовика которого осуществляется отбор мощности. Водило охватывает коронная шестерня, соединенная с сателлитами, в передней части этой шестерни располагается вал привода планетарного механизма, на нем располагается муфта переключения типа привода.

Читайте также:  Как найти мощность водяного потока 3 мвт

В редукторе предусмотрен механизм управления, который состоит из двух тормозных барабанов и тормозных лент, а также и механизма регулировки и привода лент. Один барабан жестко связан с водилом редуктора, второй — с солнечной шестерней. Оба барабана охвачены тормозными лентами, один конец которых жестко зафиксирован на предусмотренной для этого оси, а второй может перемещаться, блокируя или освобождая барабаны.

Свободные концы лент соединены с вертикальными тягами (они же выполняют роль регулировочных винтов), которые, в свою очередь, соединены с валиком управления. Этот валик с помощью рычага и механизма усиления (стакан с пружиной) может поворачивается, в результате чего одна тяга всегда поднимается, а другая опускается — это похоже на действие качелей. При поднятии тяги связанная с ней лента затягивается и блокирует барабан, при опускании — лента освобождает барабан.

Работает механизм следующим образом. При необходимости включить вал рычаг устанавливается в заднее положение («Вкл.»), это затягивает тормозную ленту на барабане солнечной шестерни и одновременно освобождает ленту на барабане водила. В такой конфигурации при вращении коронной шестерни сателлиты прокатываются по заблокированной солнечной шестерне, в результате вращается водило и связанный с ним вал.

При необходимости выключить ВОМ рычаг переводится вперед, в результате тормозной барабан водила блокируется лентой, а барабан солнечной шестерни освобождается. При такой конфигурации крутящий момент от коронной шестерни посредством сателлитов передается на солнечную шестерню, она свободно вращается и не совершает никакой работы.

Особо отметим, что на ВОМ может устанавливаться два типа сменных хвостовиков:

— На 8 шлицев — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 540–545 об/мин;
— На 21 шлиц — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 1000 об/мин.

Хвостовик устанавливается на вал в зависимости от типа агрегатируемого оборудования, его фиксация осуществляется специальным стопорным кольцом.

Вопросы эксплуатации, ТО и регулировок механизма

При эксплуатации вала необходимо соблюдать ряд простых правил:

— Независимый привод включается на запущенном двигателе при минимальных оборотах;
— Синхронный привод включается на запущенном двигателе на включенной скорости и после включения сцепления (причем оно должно включаться плавно);
— Если ВОМ не используется вовсе, то рычаг управления типа привода должен устанавливаться на нейтраль, а поводок редуктора независимого привода переводится на 545 об/мин.

ВОМ МТЗ обладает надежной конструкцией, так что он не нуждается в специальном ТО. Располагаясь в картере заднего моста, механизм вала обеспечивается смазкой трансмиссионным маслом, а значит не нуждается в специальной смазке. Однако обслуживания и периодических регулировок требует механизм управления работой вала. Его ТО сводится к проверке резьбовых соединений и состояния деталей (на предмет их деформаций, трещин и т.д.). А о необходимости регулировок говорит несколько признаков:

— Рычаг управления ВОМ в положении «Выкл.» упирается в пол кабины трактора;
— Рычаг управления ВОМ имеет увеличенный ход;
— Для перевода рычага управления ВОМ требуется прилагать повышенное усилие.

Порядок регулировки механизма управления подробно прописан в соответствующей инструкции, причем эта работа в разных моделях тракторов имеет свои особенности, так что здесь мы рассматривать этот вопрос не будем. Однако следует обратить внимание, что откладывать регулировку ни в коем случае нельзя, так как неправильная работа механизма управления может привести к аварийной пробуксовке ВОМ и другим серьезным проблемам.

С течением времени детали ВОМ изнашиваются, что проявляется повышением уровня шума при работе вала, а также ухудшением его работы, прерывистой работой и т.д. Наиболее часто проблемы связаны с поломкой зубцов шестерен, поломкой подшипников и износом тормозных лент. В любом случае планетарный редуктор ВОМ снимается с трактора, разбирается и дефектуется. Ленты толщиной менее 2,5 мм, шестерни с поврежденными зубцами, неисправные подшипники и другие детали заменяются. После установки отремонтированного ВОМ производится регулировка его механизма управления, а также обкатка трансмиссии трактора.

При регулярном обслуживании, правильной эксплуатации и своевременном ремонте ВОМ трактора МТЗ будет работать надежно и качественно, обеспечивая выполнение самой сложной работы.

Источник