Меню

Расчет мощности двигателя для лодки



Выбор мощности и числа подвесных моторов

Какая мощность допустима?

Выбор мощности силовой установки является очень ответственной задачей. От правильного её решения напрямую зависят безопасность и экономичность плавания.

Минимальная удельная мощность, необходимая для вывода мотолодки на режим глиссирования, составляет в зависимости от обводов корпуса 40

50 л.с./т. Другими словами, лодка выйдет на глиссирование, если на каждую лошадиную силу приходится не более 20

25 кг её водоизмещения. Таким образом, чтобы определить минимально необходимую мощность мотора (моторов) в лошадиных силах, нужно просуммировать вес корпуса, оборудования, мотора ( моторов) и пассажиров с багажом (в килограммах) и разделить на 20

25. Причем для плоскодонных и малокилеватых судов следует брать величину 25, а для мореходных килеватых — 20. Мотор такой мощности обеспечит экономичную эксплуатацию судна с полной нагрузкой в начальной стадии глиссирования.

Если экономичность не выдвигается владельцем на первый план, а требуется прежде всего высокая скорость,можно применить мотор (моторы) большей мощности. Но для каждого судна существует предел мощности по условиям безопасности. Дело в том, что при росте скорости судна возрастают и силы, действующие на корпус. При превышении некоего безопасного порога эти силы могут вызвать опрокидывание лодки или разрушение её корпуса. Ещё в 50-х годах в США были разработаны нормы, согласно которым предельно допустимая мощность по условиям динамической остойчивости определяется в зависимость от произведения длины на ширину судна. Позднее аналогичные правила были приняты в нашей стране. Наиболее удобно пользоваться графической диаграммой.

Следует обратить внимание на то, что в расчет принимается не наибольшая ширина корпуса, а ширина по скуле на транце. Если на корпусе имеются скуловые брызгоотбойники, то их ширина должна учитываться в общей рабочей ширине днища. Мощность, определенная по диаграмме, может считаться заведомо безопасной для лодок с отношением длины к полной ширине корпуса L/B Одномоторная или двухмоторная установка?

Этот аспект выбора силовой установки не менее важен, чем предыдущий.

Достоинства одномоторной установки:

1. Более высокая скорость, т.к. КПД одного большого гребного винта выше, чем двух маленьких, а сопротивление подводной части одного мотора меньше, чем суммарное сопротивление двух моторов.

2. Меньший расход горючего на единицу пройденного пути, как по причине более высокой достижимой скорости, так и оттого, что мотор большей мощности сам по себе экономичнее.

3. Один большой мотор меньше весит, чем два маленьких.

4. Один большой мотор несколько дешевле двух маленьких.

Преимущества двухмоторной установки:

1. Большая надежность. Если в случае отказа единственного мотора экипаж лодки будет вынужден дрейфовать, надеясь лишь на постороннюю помощь, то в случае двухмоторной установки можно спокойно продолжать плавание, правда с меньшей скоростью.

Читайте также:  Сравнение мощности процессоров интел

2. Вес каждого мотора гораздо меньше, а с точки зрения удобства обслуживания именно это имеет большое значение. Например, мужчина весом 75кг вовсе не богатырского телосложения способен без особого напряжения переносить 30 — сильный мотор весом 50кг, в то время как двум человекам по 95кг гораздо труднее управляться с мотором мощностью 55л.с. и весом 89кг.

3. Можно приобретать моторы не сразу, а поочередно, получая своеобразную рассрочку.

4. В случае поездки на небольшое расстояние и с неполной загрузкой возможно установить только один мотор и получить значительную экономию на горючем.

Так как в морских условиях надежность приобретает первостепенное значение, рекомендуется использовать двухмоторную установку. Многолетние наблюдения показывают, что абсолютно надежной техники не существует. Даже весьма совершенные новые моторы зарубежного производства иногда отказывают. В руки же наших судоводителей — любителей попадает подержанная техника, часто весьма небрежно обслуживаемая прежним владельцем. Поэтому только второй мотор может дать гарантию безопасности.

Но для достижения скорости одномоторного судна суммарная мощность установки из двух моторов равной мощности должна быть на 15% выше, а при равных мощностях скорость одномоторного судна выше на 10%. С учетом того, что мощный мотор всегда экономичнее, двухмоторное судно расходует топлива примерно на 20% больше на единицу пройденного пути. Как же совместить противоречивые требования надежности и экономичности?

На основании многолетнего положительного опыта применения автором предлагается хороший компромиссный вариант: двухмоторная установка с моторами неравной мощности. Так, для вышеупомянутой четырех — пятиместной лодки возможны следующие варианты:

1. Первый мотор мощностью 22

25л.с., второй — 8л.с. В этом случае при неполной загрузке лодки можно ходить под одним мощным мотором с наименьшим расходом горючего, а при полной загрузке запускать оба. Мотор мощностью 8л.с. весит всего

25кг и на его «перевозку» будет расходоваться мощность 1л.с., расход горючего возрастет не более, чем на 4%. Поистине небольшая плата за надежность и безопасность!

2. Первый мотор мощностью 30 л.с., второй — 8л.с. Этот вариант позволяет ходить под одним более мощным мотором при полной паспортной загрузке лодки и использовать второй мотор лишь как резервный, либо в аварийных случаях при перегрузке (например, по пути был спасен утопающий и т.п.). Это дает экономию топлива при большой загрузке судна по сравнению с вариантом 1.

Читайте также:  Мощность двигателя rotax 503

3. Вариант для любителей скорости: Первый мотор максимально допустимой мощности 45

50л.с., второй — 8л.с. В этом варианте второй мотор используется только как резервный. Потери мощности на его перевозку составляют не более 2%.

4. Первый мотор мощностью 22

30л.с., а второй — 12

15л.с. Этот вариант привлекателен тем, что при малой загрузке лодки (например, владелец один или вдвоем с другом отправился ненадолго порыбачить) можно глиссировать с мотором меньшей мощности! При этом достигается наименьший расход горючего. В то же время, при таком соотношении мощностей моторов можно при желании и налегке идти под двумя моторами, лишь немного проигрывая в скорости варианту 3!

При других размерениях судна меняются абсолютные величины мощностей, при сохранении рекомендованных в этом примере соотношений. Окончательный выбор силовой установки для конкретного судна за владельцем.

Источник

Лотос

Мощность лодочного мотора

Лодочный мотор - наше всё!

Сегодня немного расскажу как правильно рассчитать мощность лодочного мотора. Зачастую начинающие водомоторники сталкиваются с проблемой правильного выбора мотора для своего плавательного средства. Определённо, многие люди считают гребные лодки весьма привлекательным вариантом. Но использование только вёсел будет оправдано далеко не всегда. Подвесные лодочные моторы просто незаменимы для тех, кто собирается :motorca: преодолевать довольно большие расстояния именно на этом транспортном средстве. Маленький двигатель внутреннего сгорания не обязательно использовать всегда и везде, а только в случае необходимости.

Прежде чем выбрать подходящий двигатель или мотор, надо обязательно ознакомиться с рекомендациями, которые указаны в паспорте лодки. Там обычно указана мощность, которую может иметь двигатель в том или ином случае. Бензиновые двигатели считаются довольно дешёвым вариантом. Впрочем, в нашей стране именно этот тип двигателей больше всего распространён.

Весьма удобным и экологичным вариантом может стать электродвигатель. При работе он создаёт минимум шума и вибраций. Правда, больше всего такие двигатели подходят для путешествия на небольшие расстояния. Но зато можно подойти к месту лова абсолютно бесшумно. Но такие конструкции абсолютно не подойдут для мест с сильным течением. Также возникает вопрос зарядки такого двигателя. Что подразумевает наличие источника электричества, что не всегда приемлемо в глуши, и многодневных переходах. Маленький бензиновый двигатель в этом отношении может и будет работать куда лучше.

Чтобы правильно рассчитать мощность лодочного мотора, можно воспользоваться общепринятой формулой – на 25 килограмм веса требуется одна лошадиная сила. Следует учитывать не только конструкцию лодки, вес самого мотора,но и пассажиров, которые будут на ней находиться, а так же возможный дополнительный груз. Только при использовании всех параметров можно быть уверенным в том, что лодка перейдёт в режим глиссирования буквально за несколько секунд. Использовать лодку без возможности выхода на глиссирование, то же самое,что водить велосипед пешком. Кроме того, надо учитывать, какую максимальную мощность может поддерживать та или иная модель вообще. При расчёте также учитывают килеватость лодки. Так для лодок с плоским дном, берут 30кг на 1 лошадиную силу, для лодок с килем 25кг/ 1 лошадиная сила. Расчёт мощности мотора важен не только с точки зрения экономии топлива, но и в целях безопасности. Вы должны понимать, что маломощный мотор на тяжёлой лодке с полной загрузкой может просто не позволить не то что выход “на глисс”, но и банально подняться против течения. Также неправильный расчёт, будет влиять на плохую управляемость лодкой, к примеру, при слабом моторе и ветре и попутной волне — плавсредство будет “рыскать”, что не очень приятно. Так что при выборе мотора, даже если “финансово не можете потянуть” покупку мотора с расчётной мощностью, не берите мотор слабее 1/4 расчётной, иначе проблем не оберётесь.

Обратной стороной вопроса: стоит излишняя мощность лодочного мотора. Мало того что – это расход не дешёвого нынче топлива, но и угроза просто разрушить ваше плавсредство. Всегда учитывайте рекомендуемые заводом изготовителем величины указываемые по паспорту и на транце вашей лодки.

Малый вес и небольшая стоимость всегда были главным достоинством для моторов малой мощности. Но максимальная скорость, которую можно вместе с ними развить, обычно не превышает десяти километров в час. Такие моторы лучше использовать только на реках со спокойным течением, а так же на небольших озёрах.

Два цилиндра обязательно имеют в своей конструкции двигатели мощностью 8-15 лошадиных сил. Приобретать подобные агрегаты стоит владельцам лодок, чья длина составляет не меньше 3-3,5 метров. Масса моторов этого типа равна 30-35 килограмм. Их вполне может переносить и один человек, но лучше всё-таки для помощи иметь рядом ещё кого-нибудь.

В заключение хочется сказать, что “универсального” совета дать невозможно. Выбор делается применительно к условиям в которых планируется использовать плавсредство. Если это закрытый водоём пруд, или речушка с зарегулированным стоком хватит и маломощного мотора, а если планируются сплавы по большим рекам, выход в морскую акваторию –совсем другой вариант. Не берите мотор “ на пределе” расчётных показателей. Мотор который будет работать на своём допустимом максимуме быстрее выработает свой ресурс, берите с некоторым запасом :motorca: .

Источник