Меню

Право как социальный регулятор это прежде всего инструментальная ценность ответы



Право как социальный регулятор это прежде всего инструментальная ценность ответы

Опираясь на текст, сформулируйте три свойства права, которые выражают его роль в обществе.

Право как социальный регулятор — это прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп.

Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно всё же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, — с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.

В ответе могут быть названы следующие свойства права:

1) обеспечивает функционирование других социальных институтов;

2) способствует социальной свободе;

3) способно обеспечить активность людей;

4) способствует согласованию воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

Источник

ПРАВО: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И СОБСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

1. Право как ценность. Теперь — некоторые итоги рассмотрения права в качестве регулятора. Сопоставительный анализ права и власти, а затем право и морали показала значительную силу права (способную противостоять силе власти и не уступающей, а чем-то и превосходящей силу морали).

В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать эту значительную силу права как регулятора в современных и высокозначимых категориях.

Право в обществе в условиях цивилизации, его сила с аксиологической точки зрения — это не только необходимость, не просто средство социального регулирования, но такое «средство», которое выступает как ценность, социальное благо13.

Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом существенны социально значимых свойств — общеобязательной нормативностью, высокой (формальной) определенностью по содержанию, государственной гарантированностью, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии.

Это и связано как раз с характеристикой права в качестве социального феномена, обладающего социальной ценностью – инструментальной и собственной.

2. Инструментальная и собственная ценность права. Если не идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия в обществе состоит прежде всего в инструментальной ценности, т.е. ценности «инструмента»,. «средства» решения задач, относимых к различным сторонам жизни общества — экономической, политической, культурной.

Действительно, в силу самого хода исторического развития позитивное право сложилось во взаимодействии с государством как нормативное институционное образование, имеющее набор весьма эффективных регулятивных свойств. А это означает, что оказалось возможным использование права с его свойствами как орудия, инструмента, средства для решения разнообразных задач; использование различными субъектами социальной жизни — и государством, и церковью, и общественными объединениями, и гражданами.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.

Эта собственная ценность дает о себе знать и в сугубо «регулятивном плане». В том, что позитивное право способно «воспроизводить» данную социальную систему, вносить в нее нормативные начала

Но есть здесь нечто совсем своеобразное, исконно правовое..

Самым общим образом собственную ценность нрава в этом отношении можно определить как выражение и олицетворение правом свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале (по определению) — это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью.

Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право и является значительной и притом — самостоятельной социальной ценности.

Читайте также:  Регулятор давления воздуха паз 3205 с осушителем регулировка

Но тут нужна существенная оговорка, которую автор этих строк, которому довелось одному из первых в отечественной литературе предпринять попытку освещения социальной ценности права14, делает с пониманием ограниченности взглядов на этот счет в предшествующее время.

Характеристика права через категории аксиологии, т.е. в качестве самостоятельной социальной ценности углубили представления о значении прав как регуляторе, разукрасили их современными определениями, современной философской лексикой. В науковедческом отношении такой подход придал еще большую значимость новому направлению в теории права — проблематике правового регулирования (об этом — речь в следующей главе).

Вместе с тем надо видеть, что само по себе освещение права в качестве социальной ценности — поскольку оно рассматривается под углом зрения его регулятивных функций — все же не дает существенного приращения юридических знаний; пожалуй, за исключением большей четкости в определении свойств права, да его особенностей как «упорядоченной свободы», противостоящей хаосу произвола и своеволия.

Как все более становится ясным в настоящее время, наиболее существенные ценностные характеристики права открываются при его рассмотрении под мирозданческим углом зрения, при анализе смысла и назначении права, его оценки в плоскости «широкого» понятия права, когда в полной мере раскрываются его качество во «втором измерении» — явления духовного порядка, явления разума и морали в высоком человеческом значении. А все это — уже проблематика философии права, которой посвящена третья часть книги.

Глава шестая. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЛОГИКА ПРАВА

Источник

Право как социальный регулятор это прежде всего инструментальная ценность, т е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающе

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Право как социальный регулятор – это прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.

Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно все же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, – с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.

Назовите две ценности, которыми, по мнению автора, обладает право.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы ценности:

Названы две ценности

Названа одна ценность

Опираясь на текст, сформулируйте три свойства права, которые выражают его роль в обществе.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть названы свойства:

обеспечивает функционирование других социальных институтов;

способствует социальной свободе;

способно обеспечить активность людей;

способствует согласованию воли и интересов различных слоев населения, социальных групп.

Названы три свойства

Названы два свойства

Названо одно свойство,

ИЛИ ответ неправильный

Автор утверждает, что «даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти оно все же представляет собой социально ценное явление». Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть приведены аргументы:

ограничивая социальную свободу и активность людей, право не позволяет им перерасти в произвол;

в праве социальная свобода и активность отражают единство свободы и ответственности;

способствует согласованию воли и интересов различных слоев населения, социальных групп;

в праве социальная свобода и активность существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями.

Могут быть приведены и другие аргументы.

Приведены три аргумента

Приведены два аргумента

Приведен один аргумент

Автор утверждает, что собственная ценность права зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть приведены аргументы:

уровень цивилизации определяет степень развития культуры, представления о человеке, его месте в мире и, тем самым, определяет характер ценностей, что также находит отражение в правовых нормах;

Читайте также:  Регулятор напруги для автомобіля

поскольку законы издает государство, то от характера политического режима зависит уровень прав и свобод, предоставляемых гражданам, степень их участия в управлении государством;

уровень экономического развития страны, степень развития рынка товаров и услуг требует закрепления в правовых нормах необходимой степени свободы для активной деятельности, защиты частной собственности.

Могут быть приведены и другие аргументы.

Приведены три аргумента

Приведены два аргумента

Приведен один аргумент

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «интеллект»? Составьте два предложения с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Ответ должен содержать в себе позиции:

Раскрыт смысл понятия, например:

Под «интеллектом» ученые понимают совокупность умственных способностей человека и умение проявлять их в конкретных жизненных обстоятельствах.

Составлены предложения, например:

– Интеллект позволяет осмысливать и познавать человеку окружающий его мир, свое место в мире и свое собственное внутреннее «Я».

– Развитый интеллект позволяет человеку спокойнее и увереннее ориентироваться в социальном окружении, адаптироваться к новым условиям.

Могут быть приведены и иные предложения

Указания к оцениванию

Раскрыт смысл понятия и приведены два предложения

Раскрыт смысл понятия и приведено одно предложение ИЛИ смысл понятия не раскрыт, приведены два предложения, свидетельствующие о том, что учащийся понимает смысл понятия.

Раскрыт смысл понятия ИЛИ приведено одно предложение ИЛИ ответ неправильный

Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ может содержать, например, следующие позиции:

политические партии современной России проводят активные кампании по выборам Президента, депутатов Государственной Думы, в результате чего по итогам подсчета голосов формируются партийные фракции (это является примером воплощения притязаний политических партий на власть);

лидеры политических партий через СМИ регулярно обращаются к потенциальным избирателям, проводят встречи с населением, разъясняя свои подходы к решению насущных социальных проблем (мобилизуют определенный сектор электората);

участвуя в деятельности партий, граждане выражают свое отношение к существующему политическому строю, проводимой государством политике (партии осуществляют посредническую функцию);

многие партии создают молодежные организации, пополняя ряды своих сторонников, приобщая молодежь к политике (осуществляют политическую социализацию молодежи).

Возможны иные имеющие основание позиции.

Раскрыты на примере(-ах) три функции политических партий

Раскрыты на примере(-ах) две функции политических партий

Раскрыта на примере одна функция политических партий

Приведен(-ы) пример(-ы) без указания функций,

ИЛИ перечислены функции без примеров,

ИЛИ ответ неправильный

В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице:

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Число ответивших (в %)

Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь.

Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом.

Я живу, как и раньше, – для меня в последние годы ничего особенного не изменилось.

Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего.

Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны содержаться следующие позиции:

сделан вывод , допустим: россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это им дается нелегко.

приведены три обоснования , например:

только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за 3 года их число немного сократилось);

немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего;

доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилось на 6%.

Может быть сделан другой вывод и приведены другие обоснования.

Сделан вывод, и приведены три обоснования

Сделан вывод, и приведены два обоснования

Сделан вывод, и приведено одно обоснование,

ИЛИ сделан вывод без обоснования

Приведено любое количество данных из таблицы, но вывод не сделан,

ИЛИ ответ неправильный

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и аргументацию своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);

3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

Смысл высказывания раскрыт. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение). Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Читайте также:  Регулятор давления топлива 2115 инжектор как поменять

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но приведенные суждения и аргументы свидетельствуют о его понимании. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение). Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Смысл высказывания раскрыт. Представлена и аргументирована собственная точка зрения. Суждения и аргументы приведены на уровне обыденного сознания или при формальном использовании (назывании) обществоведческих терминов.

Смысл высказывания не раскрыт, но приведенные суждения свидетельствуют о его понимании. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с аргументацией на уровне обыденного сознания.

Смысл высказывания раскрыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации.

Суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания, отсутствуют

Смысл высказывания не раскрыт, но представленная точка зрения свидетельствует о его понимании. Аргументация отсутствует.

Раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…

Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

Какие значения, по мнению автора, люди вкладывают в слова «дух», «духовный»? Укажите четыре значения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть указаны следующие значения:

нечто, связанное с религией, церковью;

духовность как способность к творчеству, творчество;

представления о высших целях и смысле человеческой жизни;

представления о нравственном облике личности.

Указаны четыре значения

Указаны два — три значения

Указано одно любое значение,

ИЛИ ответ неправильный

Какую связь между социальной и духовной деятельностью усматривает автор? Какую цель и какой результат духовной деятельности он указывает?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

объяснена связь социальной и духовной деятельности: духовная деятельность – одна из сторон созидательной деятельности;

указана цель духовной деятельности: «обработка «людей людьми», то есть, в конечном счете, изменение качеств самих социальных субъектов»;

указан результат духовной деятельности: духовные ценности.

В ответе присутствуют три элемента

В ответе присутствуют любые два элемента

В ответе присутствует один любой элемент,

ИЛИ ответ неправильный

Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть приведены примеры, подтверждающие отношение указанных профессий к духовной деятельности, допустим:

преподаватель биологии объединил ребят, помог им создать в школе экологическую организацию, начать работу по очистке ближайшего лесопарка – эта деятельность педагога воспитывала и развивала учеников;

артист, сыгравший роль князя Мышкина в экранизации «Идиота» Ф. М. Достоевского, заставил многих людей взять книгу и прочесть роман – деятельность артиста в определенной мере изменила зрителей;

проповедь священника способствует обращению паствы к нравственным ценностям, праведной жизни;

журналист, бескомпромиссно публикующий материалы о проблемах страны, собственным примером воздействует на гражданское сознание читателей, зрителей.

Источник