Меню

Пособие по железобетону без предварительного напряжения



Пособие по железобетону без предварительного напряжения

Как и любой другой искусственный или естественный каменный материал, бетон сопротивляется разрыву примерно в 15…20 раз слабее, чем сжатию. Кроме того, он является хрупким материалом. Именно хрупкость не позволяет во многих случаях использовать прочность бетона при растяжении, даже когда напряжения, вызываемые внешними силами, невелики. Это объясняется тем, что из-за колебаний температуры, неравномерного высыхания, случайных динамических воздействий трещины в бетоне могут возникнуть еще в период строительства. Поэтому из бетона выполняют конструкции, воспринимающие сжимающие усилия: стены, массивные фундаменты, колонны, подпорные стенки и другие сооружения. Бетонные конструкции применяют иногда при работе на изгиб при малых растягивающих напряжениях, не превышающих предела прочности бетона при осевом растяжении.

Исследования показали, что разрушение бетонных балок происходит от разрыва нижних (наиболее растянутых) волокон. При этом несущая способность сжатой зоны балки используется не более чем на 5…7 %. Если усилить растянутую зону балки так, чтобы она могла воспринимать необходимые растягивающие усилия, то соответственно будет возрастать несущая способность всей балки, вплоть до полного исчерпания прочности ее сжатой зоны. Наиболее подходящим материалом, позволяющим в широких пределах повышать сопротивляемость растянутых зон бетонных балок, оказалась стальная арматура, одинаково хорошо сопротивляющаяся растяжению и сжатию. Относительное удлинение стали при разрыве в сотни раз превышает предельное относительное удлинение бетона. Сталь — прочный упругопластический материал. При достаточном армировании железобетонная балка разрушится при полном исчерпании несущей способности сжатой зоны, следовательно, прочность ее по сравнению с бетонной (неармированной) балкой в зависимости от класса бетона может возрасти примерно в 15…20 раз.

Железобетоном называют комплексный строительный материал, в котором бетон и стальная арматура, соединенные взаимным сцеплением, работают под нагрузкой как единое монолитное тело. При этом имеется в виду, что бетон в основном предназначается для восприятия сжимающих усилий, а стальная арматура — преимущественно растягивающих. При таком распределении функций между бетоном и стальной арматурой железобетон, в основном (98%) каменный материал, способен воспринимать растягивающие усилия вплоть до полного использования несущей способности сжатой зоны изгибаемых, внецентренно сжатых или растянутых элементов. Железобетон можно рассматривать как комплексный армированный материал, обладающий анизотропией (т. е. зависимостью механических и деформативных свойств от направления действия внешних нагрузок), обусловленной армированием и нелинейностью деформирования, связанной с трещинообразованием, пластическими свойствами бетона и стали.

Читайте также:  Генератор высокого напряжения для твс

Под железобетонными конструкциями без предварительного напряжения понимают конструкции, в которых арматура уложена без предварительного натяжения. Основными преимуществами железобетонных конструкций являются высокая прочность, долговечность, огнестойкость, стойкость против атмосферных явлений, малые эксплуатационные расходы на содержание зданий и сооружений, гигиеничность, экономичность ввиду повсеместной распространенности сырьевых материалов.

Недостатки конструкций без предварительного напряжения.
За счет сцепления с арматурой бетон растянутой зоны балки работает на растяжение под воздействием внешней нагрузки вместе с арматурой. Предельная растяжимость бетона в сотни раз ниже предельной растяжимости стальной арматуры, поэтому при совместном растяжении со сталью цельность бетона сохраняется только в начальный период эксплуатации. Учитывая развитие деформаций ползучести бетона, снижающие во времени расчетный модуль деформации, действительные напряжения в арматуре в период образования трещин могут достигать 30 МПа и более. Однако их значение всегда остается небольшим по сравнению с расчетной прочностью стальной арматуры. Значит, к моменту образования трещин в растянутой зоне балки (выход растянутого бетона из работы) арматура слабо помогает работе растянутой зоны; вследствие этого в ней образуются и раскрываются многочисленные трещины на ранних стадиях работы балки, что весьма нежелательно, так как в трещины может попадать влага и вызывать опасную коррозию арматуры. Нагрузка в момент образования трещин обычно составляет 15…25% разрушающей. С увеличением внешней нагрузки начинается активный процесс развития по высоте сечения и раскрытия ранее образованных трещин по длине балки. Вследствие этого быстро уменьшается высота сжатой зоны, что резко (до 5 раз) снижает приведенный момент инерции сечения, а следовательно, и жесткость балки.

Многолетний опыт эксплуатации железобетонных конструкций без предварительного напряжения в наиболее благоприятных условиях показал, что при раскрытии трещин более 0, 4 мм возможно проникновение паров воздуха в трещины, вызывающих коррозию арматуры. Поэтому нормы запрещают дальнейшую эксплуатацию железобетонных конструкций как только ширина раскрытия трещин в них превысит 0, 4 мм. Экспериментальные исследования показывают, что в момент максимально допустимой ширины раскрытия трещин и величины прогиба, напряжения в гладкой арматуре не превышают 250…300 МПа.

Читайте также:  Как найти утечку напряжения

При переходе на арматуру периодического профиля, сцепление которой с бетоном в 2…3 раза выше по сравнению с гладкой арматурой, увеличивается число трещин, уменьшается ширина их раскрытия (0, 4 мм), а напряжения в арматуре возрастают до 590 МПа. Вот почему в обычных железобетонных конструкциях невозможно рационально использовать арматуру с пределом текучести более 590 МПа, что соответствует пределу текучести арматуры класса A-IV. Поэтому нормы запрещают применять для армирования железобетонных конструкций без предварительного напряжения арматуру выше класса A-IV.

Из-за низкой прочности применяемой арматуры, малой трещиностойкости и жесткости оказывается невыгодным применение в железобетонных конструкциях без предварительного напряжения современных бетонов повышенной и высокой прочности. Поэтому масса таких конструкций оказывается высокой, что ограничивает величину перекрываемых ими пролетов по сравнению с деревянными и особенно с металлическими конструкциями. Известно, что усилия от собственного веса балки возрастают пропорционально квадрату пролета, следовательно, с ростом пролета вес железобетонной балки возрастает значительно быстрее, чем ее пролет. С ростом веса балки уменьшается полезная нагрузка, которую она способна выдержать. При величине пролета более 12 м железобетонная балка без предварительного напряжения начинает в основном «нести себя», т. е. она становится по экономическим соображениям нецелесообразной из-за большого собственного веса.

Практика эксплуатации таких конструкций показывает, что при ударных, вибрационных и особенно знакопеременных нагрузках происходит опасное раскрытие трещин, что снижает их несущую способность по выносливости. Следовательно, основными недостатками железобетонных конструкций без предварительного напряжения являются:
1) раннее образование трещин в растянутых зонах элементов вследствие слабого включения в работу арматуры в этот момент и быстрое их раскрытие до предельно допустимой величины;
2) быстрый рост прогибов элементов до предельной величины после образования трещин в их растянутых зонах;
3) невозможность использования для армирования высокоэффективных сталей повышенной и высокой прочности, позволяющих в несколько раз сократить расход стали в строительстве из-за быстрого раскрытия трещин и быстрого роста прогибов;
4) чрезмерная массивность из-за большого собственного веса;
5) недостаточная выносливость.

Читайте также:  Формула общего напряжения для схемы соединения резисторов

Источник

Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов без предварительного напряжения арматуры

Пособие к СНиП 2.03.01-84

ПОСОБИЕ
по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов
без предварительного напряжения
арматуры
(к СНиП 2.03.01-84)
Утверждено
приказом ЦНИИпромзданий
Госстроя СССР
от 30 ноября 1984 г. № 106а

Рекомендовано к изданию решением секции несущих конструкций научно-технического совета ЦНИИпромзданий Госстроя СССР.
Содержит требования СНиП 2.03.01-84 к проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов без предварительного напряжения арматуры; положения, детализирующие эти требования; приближенные способы и примеры расчета, а также рекомендации, необходимые для проектирования.
Для инженеров-проектировщиков, а также студентов строительных вузов.

При пользовании Пособием следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемые в журнале „Бюллетень строи¬тельной техники», „Сборнике изменений к строительным нормам и правилам» Госстроя СССР и информационном указателе „Государственные стандарты СССР» Госстандарта.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие содержит положения по проектиро¬ванию бетонных и железобетонных конструкций промышленных и гражданских зданий и сооружений из тяжелых и легких бетонов, выполняемых без предварительного напряжения арматуры.
В Пособии приведены требования СНиП 2.03.01-84 к проектированию упомянутых бетонных и желе¬зобетонных конструкций; положения, детализирую¬щие эти требования; приближенные способы расче¬та, а также дополнительные рекомендации, необхо¬димые для проектирования. Номера пунктов, таблиц и приложений СНиП 2.03.01-84 указаны в скобках.
В каждом разделе Пособия даны примеры рас¬чета элементов наиболее типичных случаев, встре¬чающихся в практике проектирования.
Материалы для проектирования редко встре¬чающихся ненапрягаемых конструкций (например, данные для арматуры, упрочненной вытяжкой; расчет элементов с арматурой классов A-IV, A-V и A-VI, имеющей условный предел текучести; расчет элементов на выносливость и т.п.) в настоящее Пособие не включены, а приведены в „Пособии по проектированию предварительно напряженных же-лезобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов» (М., ЦИТП Госстроя СССР, 1986).

Дата добавления на сайт: 2010-01-19
Просмотров:20577

Источник