Меню

Мощность света для студии



Студийный свет: простые и мощные техники

Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего два маломощных моноблока и несколько дополнительных принадлежностей – в считанные минуты Вы получаете качественное студийное освещение. Возможно, работа со студийными моноблоками даже проще, чем с накамерными вспышками.

Для этого урока мы взяли два моноблока Elinchrom D-Lite 2 it ( прим. переводчика – цена в России составляет около 17 000 рублей за штуку). Тем не менее, сейчас рынок переполнен аналогичными по функциям и мощности моноблоками «на любой кошелёк».

Мы пройдёмся по всем необходимым компонентам качественного студийного освещения и покажем четыре световые схемы, с помощью которых Вы можете создавать профессиональные портреты даже в условиях домашней фотостудии. Нам будет помогать наша прекрасная модель Джэйд.

Световые схемы, которые мы представим – это отправная точка. Поэкспериментируйте и создайте на их основе собственные схемы. Все двери открыты перед Вами… особенно широко, когда Вы располагаете собственным помещением для экспериментов.

На постановку каждой световой схемы и съёмку с ней у Вас уйдёт не более 30 минут.

На этом вводных слов, пожалуй, достаточно. Приступим к делу и посмотрим, как это всё работает на практике.

Создание идеальной домашней фотостудии

Если Вы приобрели специальный набор для организации своей небольшой фотостудии дома, то в нём, обычно, есть всё необходимое для начала. Далее мы покажем несколько ключевых приспособлений, которые будем использовать в этом уроке.

1. Стойки

Моноблоки нужно на чём-то крепить, чтобы расположить их относительно нашей модели. Поэтому стойки для студийных моноблоков – вещи необходимые. Они позволяют не только закрепить источники света, но зафиксировать их на определённой высоте и под определённым углом к освещаемому объекту.

2. Импульсные источники света в форме моноблоков

Если Вы приобрели комплект студийного оборудования, то в нём, скорее всего, два источника света. Каждый моноблок содержит и основную лампу, производящую вспышку, и лампу постоянного света, создающую моделирующее освещение. Также, большинство моноблоков могут работать в ведомом режиме. Это значит, что достаточно синхронизировать спуск затвора в камере со вспышкой лишь одного моноблока. Остальные источники будут срабатывать, как только «вспыхнет» ведущий источник – моноблок, подсоединённый к камере.

3. Зонт

Зонтик – наиболее распространённая насадка. Он крепится к моноблоку так, чтобы свет отражался от внутренней поверхности зонта на снимаемый объект. Вы можете встретить зонтики из различного материала. Обычно доступны три варианта: белая полупрозрачная ткань, серебристое или золотистое светоотражающее полотно.

4. Софтбокс

Софтбокс – более сложное приспособление, чем зонтик. Как только Вы разберётесь, как собирать-разбирать эту похожую на миниатюрную туристическую палатку штуковину, Вы получите более мягкий, равномерный и, в общем случае, более красивый свет, чем даёт зонт.

5. Тубус/сотовая решётка

Оба устройства помогают «сфокусировать» свет, создать световое пятно. Они прекрасно подходят для подсветки модели сзади или для световых акцентов.

6. Отражатель

Простейший отражатель станет незаменимым помощником в создании студийного освещения, особенно, если Вы располагаете одним источником света. Отражатель используется в студии с искусственным освещением так же, как на улице с естественным: свет от источника отражается на модель таким образом, чтобы осветлить тени.

Схема #1. Рембрандтовская

Эта схема идеально подходит для художественных портретов с толикой драматизма и эпичности.

Присоедините к моноблоку зонтик с серебристой внутренней поверхностью. Поставьте источник сбоку от себя и наклоните под 45 градусов по отношению к модели. Поднимите моноблок на высоту равную примерно 180 см. В таком положении свет получится интенсивным и жёстким, будет распространяться на модель сбоку-сверху. Кстати, такой источник света называется рисующим.

Чтобы выровнять освещение, поставьте с другой стороны отражатель. Он перенаправит часть света от рисующего источника на затенённые участки лица и тела модели.

Явный признак того, что световая схема является рембрандтовской – световое пятно над скулой модели в форме треугольника. Такое освещение использовал Рембрандт ван Рейн при написании своих картин.

Итого вам понадобятся: один моноблок, один рефлектор, две стойки.

Схема #2. Ракушка

Эта схема идеально подходит, чтобы показать каждую детальку на лице модели и создать равномерное освещение.

Благодаря равномерному и плоскому свету «ракушка» прекрасно подходит для beauty-портретов.

Построить такое освещение довольно просто. Возьмите два источника света, установите мощность вспышек одинаковой, прикрепите к каждому моноблоку по софтбоксу (софтбоксы должны быть одинаковыми), наклоните их под одним и тем же углом к модели. Отодвиньте источники на равное расстояние от модели, установив по одному с каждого бока.

Дополнительно, приладьте отражатель горизонтально под лицом модели. Кстати, модель может легко удерживать его. Отражатель будет подсвечивать нижнюю часть лица.

Итого вам понадобятся: два моноблока, два софтбокса размером 66 см, один отражатель, две-три стойки.

Схема #3. С контровым светом

Это схема добавляет глубины и драматизма привычному портрету.

Чтобы добиться эффекта, установите на один из моноблоков тубус или сотовую решётку. Насадка сузит световой пучок.

Мы закрепили моноблок позади модели и направили его в сторону камеры так, чтобы он светил в затылок.

Эта схема не только усиливает драматический эффект и придаёт выразительности портрету, но и позволяет отделить модель от фона.

Обязательно убедитесь, что источник света не виден на фотографии.

Итого вам понадобятся: два моноблока, один софтбокс размером 66 см, один отражатель, одна сотовая решётка с простой насадкой или один тубус, две-три стойки.

Схема #4. Круговое освещение

С помощью этой схемы Вы создадите интересное стилистическое решение с хорошей проработкой контура.

Читайте также:  Как найти мощность компенсирующего устройства 1

Расположите оба источника немного позади модели, по одному с каждого бока, и направьте оба в сторону камеры. Схема требует подстройки. Она отлично подходит для съёмки обнажённой натуры, так как позволяет выделить контуры тела.

Следите за тем, чтобы не появлялись засветки. Наденьте шторки на моноблоки, бленду на объектив или установите какую-либо светонепроницаемую преграду между моноблоком и камерой, чтобы избежать попадания световых лучей от источников в объектив.

Здесь будет полезной помощь ассистента. Ему следует держать отражатель над головой модели, чтобы осветлить лицо модели.

Итого вам понадобятся: два источника света, две простых насадки с сотовыми решётками или шторками, один отражатель, один помощник, две стойки.

Последние напутствия

Избегайте слишком коротких выдержек!

Совет #1

Выдержка не играет существенной роли в студийной съёмке. Тем не менее, она должна быть достаточно короткой, чтобы избежать «шевелёнки».

Ещё, позаботьтесь о том, чтобы выдержка не была длиннее, так называемой, выдержки синхронизации Вашего фотоаппарата. Она указывается в инструкции, и обычно равна 1/200 или 1/250 секунды. Если устанОвите более короткую выдержку, то получите снимок с чёрной полоской.

  • Узнайте больше о выдержке и выдержке синхронизации из статьи «Основы фотографии # 5.3».

Совет #2

Мощность импульса (вспышки) измеряется в ваттах в секунду. Мощность моноблоков, которыми пользовались мы, равняется 400 ваттам в секунду, что эквивалентно мощности накамерных вспышек с ведущим числом 64. Этой мощности хватает для типичных портретов.

Совет #3

Включите ручной режим съёмки («M»), используйте гистограмму и экран фотоаппарата. Так Вы сможете оценивать экспозицию. Меняйте мощность импульса в моноблоках, чтобы управлять интенсивностью света, и значение диафрагмы в фотоаппарате, чтобы регулировать экспозицию.

  • Больше об экспозиции Вы можете узнать из статьи «Основы фотографии # 1», а о режиме съёмки «M» из статьи «Основы фотографии # 4.11».

Совет #4

Чтобы синхронизировать спуск затвора со вспышкой необходимо соединить камеру и один из моноблоков. Наилучшим решением будет радиосинхронизация. Выполняется она с помощью специальных приёмника и передатчика. Сейчас комплект для радиосинхронизации можно приобрести всего за 600-1000 рублей.

Ещё один способ – соединить моноблок с камерой проводом. Однако, не все современные зеркальные фотоаппараты снабжаются гнездом, используемым специальным гнездом (разъём PC, X-sync).

Источник

Работа фотографа со светом. Как правильно выставлять свет

«Свет наше все» — скажет любой профессиональный фотограф, и с этим утверждением сложно не согласиться. На качество фотографии освещение влияет едва ли не больше, чем аппаратура для съемки. Компенсировать проблемы — дорого и/или долго. Вот почему для фотографов так важна работа со светом.

Умение работать с освещением и правильная его настройка — полезные навыки, благодаря которым можно отличить любителя от профессионала. При помощи оборудования и приспособлений можно воплотить в жизнь свое видение, экспериментировать с эффектами. Это позволяет делать такие снимки, которые невозможно получить при естественном освещении.

Мастерство настройки света заключается в правильном подборе экспозиции под конкретную ситуацию. Для этого существует множество схем расставления освещения. Проблема заключается в том, что каждый раз нужно вносить корректировки, опираясь на индивидуальные особенности человека или объекта в кадре, доступную площадь. Даже фото на паспорт можно делать профессионально или же скатиться в шаблон, не обращая внимания на детали.

Свет бывает разный, и фотографы, как никто другой, хорошо об этом знают. Комбинируя виды, создается нужная экспозиция. Работе с освещением сейчас обучаются не только фотографы, но и блогеры, стараясь делать более качественные снимки и видео. Для этого используют профессиональное оборудование или же самодельные приспособления.

Основные виды света в фотографии

  1. Основной свет. Он же рисующий, главный и кейлайт. Создает основу снимка в виде формы объекта и светотеневого рисунка. В большинстве случаев кейлайт в полтора раза ярче дополнительного освещения. В дополнение к нему может использоваться выравнивающий, что позволяет контролировать контур и мягкость теней.
  2. Заполняющий. Используется для коррекции глубины тени и создания бликов, обеспечивая равномерное освещение участка. Подходит для выделения объема и особенностей формы объекта. Для этого предназначены софтбоксы, отражающие панели и рефлекторы.
  3. Фоновый. Освещает фон, выделяя объект на изображении. В зависимости от необходимости, фотографы выбирают равномерное освещение, усиления контраста, расставление акцентов. Например, так можно выделить подсвечник или картину с витиеватой рамкой на общем фоне. Фоновый свет устраняет тени от объекта.
  4. Контровой. Находится за спиной модели. Его цель — выделить силуэт, что может быть полезно при темном фоне и темной одежде. Контрсвет можно использовать для получения отблеска в волосах.
  5. Моделирующий. Свет используется для акцентов на самом объекте съемки. его можно направить на волосы или глаза модели, украшения.

При создании схемы освещения не обязательно использовать одновременно все виды света, тем более, что без опыта будет много ошибок, портящих фото. Начинающему фотографу будет сложно настроить освещение при наличии в кадре стеклянных объектов и отражающих поверхностей, включая часы, драгоценности или бижутерию. Вот почему лучше не снимать людей в очках. Как альтернатива — использование оправы без линз.

Пример простейшей схемы для портретной съемки:

В этом случае применяется рассеивающая подсветка модели, для чего нужно установить зонт с серебристым внутренним покрытием на высоте человеческого роста, направив световой поток вниз. Альтернатива — софтбокс. Источник света устанавливают перед моделью возле фотографа.

Несколько примеров более сложных и поплярных схем от портала tvkinoradio:

При настройке света нужно учитывать правило обратных квадратов. Его суть сводится к тому, что при удалении источника света от объекта съемки интенсивность освещения снижается на расстояние в квадрате. Например, если изначально расстояние между объектом и вспышкой было 1 м, то при удалении на 2 м получим падение интенсивности света не в 2, а в 4 раза. Если отодвинуть источник на 3 м, то интенсивность освещения снижается в 9 раз.

Читайте также:  Мощность моющего пылесоса для дома

На съемочный процесс огромное влияние оказывает взаимодействие фотографа и модели. Освещение настраивается под человека в кадре, чтобы подчеркнуть сильные стороны внешности и сгладить недостатки. Профессиональная модель знает свои преимущества, рабочую сторону и хорошо осведомлена о работе с освещением. Это позволяет сделать серию снимков под разными ракурсами, не перестраивая освещение и в кратчайший срок.

Вот почему на коммерческие фотосессии приглашают профессионалов, а не выбирают человека, который хорошо выглядит, иначе фотосессия может затянуться настолько, что расходы на модель окажутся в разы ниже платы за аренду студии. Во время частных фотосессий нужно уметь работать с неподготовленными людьми, помогая им и поддерживая позитивное настроение на съемочной площадке.

Какие аксессуары нужны

Оборудование и приспособления позволяют создать необходимые условия для съемки. Чем больше аксессуаров и осветительных приборов доступно, тем больше возможностей есть для этого. Вот почему осветительной техники не бывает много. С другой стороны, разнообразие профессионального оборудования выльется в копеечку, поэтому не стоит забывать о рациональности, выбирая аксессуары под свои нужды.

Вспышки

Первое, с чего начинается фотостудия. В нужный момент студийные вспышки направляют световой поток на объект для его освещения, подсвечивания теней. Для начального уровня достаточно пары вспышек мощностью от 400 Дж. В условиях студии редко возникает необходимость во вспышке с мощностью свыше 300 Дж. Работа на предельной мощности снижает срок службы оборудования, поэтому запас обязательно нужен.

Существуют различные фильтры, которые устанавливаются непосредственно на вспышку. Таким образом можно реализовать некоторые эффекты без специальных аксессуаров.

Источники постоянного света

В фотосъемке используются не только вспышки (импульсные источники света), но и постоянные источники света в виде ламп. Чаще всего их используют при предметной съемке, когда обычная вспышка не создает нужную экспозицию. Преимуществом постоянного освещения является возможность оценить распределение света и тени до фото. Иными словами, можно сразу увидеть, каким будет снимок.

Тем, кого интересует предметная фотосъемка, можно предложить каталог фотобоксов, а также инструкцию по самостоятельному созданию предметного столика и лайтбокса.

Видеосвет

Это один из видов постоянных источников света, который набирает популярность среди фотографов. Во многих ситуациях видеосвет оказывается выигрышнее вспышек. Например, при съемках в вечернее время или полутьме, для создания контрового света и акцентов. Какие эффекты и преимущества это дает, хорошо рассказано в этом видео.

Главным недостатком решения является чрезмерная яркость для портретной съемки. При длительной фотосессии у модели устанут глаза, а это может привести к слезотечению. Фотосессии с детьми при использовании видеосвета будут затруднительны.

Отражающие панели

Фотоотражатели, они же лайт-диски, используются для создания различных эффектов отсвечивания тени. Для достижения желаемого результата может потребоваться одновременно несколько таких устройств.

Эффект и зона действия фотоотражателя зависят от его цвета:

  1. Белый — подсветка затемненных участков. Устанавливается на расстоянии 1–2 м от объекта съемки.
  2. Черный — используется для устранения бликов и эффекта «чёрный силуэт».
  3. Серебристый — устанавливается на расстояние до 10 м от объекта съемки. Подходит для создания контрсвета, создания холодного и жесткого света, а также подсветки теней.
  4. Золотистый — создает мягкий и теплый свет. Часто используется для портретной съемки и изменения оттенка кожи, вплоть до золотистого.

Это лишь основные цвета, но существуют синие, зеленые, красные лайт-диски для создания фона или необычной подсветки. В отличие от рефлекторов, на отражающих панелях не установлена вспышка.

Софтбоксы и их разновидности

Софтбокс — это насадка на вспышку. Он используется для создания равномерного освещения, устранения и размытия контура теней, устранение нежелательных бликов. Аксессуар используется для создания мягкого заполняющего света. Классический софтбокс имеет форму квадрата и равномерное покрытие. Он пригодится в портретной съемке, съемке в полный рост. На групповых фото с его помощью можно выделить конкретного человека, но при условии установки в непосредственной близости. В противном случае эффект не будет заметен. При подсветке фона можно убрать ненужные оттенки.

Для создания дополнительных эффектов используются разновидности софтбокса — октобокс или стрипбокс. Октобокс имеет форму 8-угольника, что может использоваться для создания круглых бликов в глазах, но при близкой установке форма будет отражаться. Стрипбокс имеет форму прямоугольника. Это позволяет делать фотографии в полный рост. На стрипбоксы могут натягивать покрытие в виде сот. Свет проходит только через ячейки и получается более сфокусированным, что пригодится для создания эффекта света в окне и не только. Разумеется, это решение больше подходит для фона.

Светорефлекторы

Многочисленная категория аксессуаров для освещения. Это насадка на вспышку, которая может использоваться с другими решениями или отдельно. Цель приспособления — создать концентрированный направленный свет в выбранном направлении. Иными словами, управление световым потоком. Рефлектор используется для создания жесткого света, с некоторым смягчением стенками или вставкой в центре. Важно учитывать ослабление мощности вспышки, за счет подавления части потока стенками.

Основные отличия между рефлекторами:

  • размер;
  • форма;
  • распределение света в зоне освещения;
  • граница поля освещения;
  • качество тени;
  • насадки;
  • цвет.

Фактически, фотозонт является одним из видов рефлектора. Кроме того, можно упомянуть портретные тарелки («чаша», «ведро» или «Бьюти диш»), лайтсферы («Банка Фонга») и тубусы, создающие узконаправленный пучок света для расставления акцентов моделирующего или контрового света.

Существуют фоновые рефлекторы, в задачи которых входит подсветка фона, а стенки защищают камеру от обратного света. Их устанавливают на полу, штативах, штангах или подвесных системах.

Фотозонт

Многозадачное приспособление, которое подходит практически для любого вида съемки. Как и софтбокс, аксессуар используют для равномерного светового потока, усиления контраста, увеличения глубины цвета или насыщенности оттенков. Они удобны и просты в эксплуатации, а складывающиеся модели обладают мобильностью, отличаясь удобством хранения.

Читайте также:  Автомат c25 какая мощность

Фотозонты бывают разных размеров, цветов и формы, а также делятся на отражающие и просветные. Модели со светоотражающим внутренним покрытием серебристого цвета создают жесткий свет, который можно использовать для контраста. Просветные версии белого цвета рассеивают и смягчают свет примерно в 2 раза, что позволяет создать естественные условия. Отражающие фотозонты с белой внутренней стороной создают промежуточный эффект.

Что еще пригодится для съемки

Все вышеперечисленные аксессуары помогут создать нужное освещение, но только этого недостаточно для создания полностью контролируемой среды. Существуют аксессуары, которые не относятся к осветительному оборудованию, но существенно влияют на качество освещения, позволяя экспериментировать с различными эффектами.

В работе фотографа будут полезны следующие приспособления.

  1. Шторы на окна. Плотная светопоглощающая ткань предотвратит попадание уличного света в помещение. Как дополнение — светоотражающая пленка на окна.
  2. Ширмы. Позволяет выделить зону для съемочной площадки и отсеять свет улицы, экранов монитора и других источников света в помещении.
  3. Фон. От выбора материала и цвета фона зависит многое, включая отражающееся освещение и сложность ретуши.
  4. Световые экраны. Могут быть любого цвета, но чаще всего используют белый — для отражения и рассеивания света, или черный — для поглощения избытка светового потока.
  5. Синхронизаторы. Отвечают за своевременное срабатывание вспышек системы и затвора.
  6. Флэшметр. Это прибор для измерения силы света от вспышек при использовании нескольких импульсных источников света. Его применяют для настройки выдержки и диафрагмы.
  7. Штативы, штанги и другие крепежные приспособления. Чтобы аксессуар, например, софтбокс, не держать в руках и выставить под нужным углом.
  8. Дополнительные аккумуляторы с зарядным устройством. При работе на выездах желательно иметь 2–3 комплекта, чтобы севший аккумулятор не стал причиной окончания фотосессии.
  9. Сетевые кабели для подключения светового оборудования.

Все это необходимо, чтобы расширить возможности фотографа, поэтому в арсенале профессионала можно найти не только перечисленные аксессуары или приспособления, но и множество их разновидностей.

Комплект для съемки в студии

Как создать простейшую площадку для съемки мы уже упоминали в самом начале, но если хочется поэкспериментировать с ракурсом и эффектами потребуется дополнительное оборудование и приспособления. Все упирается в финансовые возможности и специфику выбранного помещения.

Комплект для простейшей фотостудии:

  • 2–3 вспышки;
  • белый фон (желательно иметь еще и черный);
  • хотя бы один софтбокс;
  • хотя бы один зонт;
  • отражающая панель;
  • светорефлектор в виде портретной тарелки;
  • фотостойки;
  • ширма.

Разнообразить сцену помогут декорации и необычные предметы. Например, ретро-телефон, статуэтки, мягкие игрушки.

Освещение Рембрандта — популярные схемы студийного освещения для портретной съемки

Особенность схем — небольшое треугольное пятно света на затененной половине лица. Важный момент: нижний угол треугольника не должен выходить дальше кончика носа. Выглядит очень эффектно, а для создания фото требуется минимальный комплект оборудования. Чтобы добиться нужного эффекта как на фото ниже, может дополнительно потребоваться фотоотражатель.

Комплект для съемки на улице

При уличной съемке нередко возникают сложности, связанные с большим количеством переменных. Создать контролируемые условия во время фотосессий на открытом воздухе — непростая задача. Причиной этому могут стать облака, отражающие объекты, ветер, движущийся деревья и меняющий светотеневой рисунок.

Для реализации различных эффектов и задумок фотографа придется их учитывать либо же сделать так, чтобы окружающее пространство не делать качественные фотографии. В этом помогут светопоглощающие экраны и тенты, которые можно использовать вертикально для рассеивания или поглощения солнечных лучей или же создать импровизированный павильон, если съемки проходят в одной локации. Для улицы особенно важен пробный снимок в естественных условиях, благодаря которому уже настраивают освещение.

Комплект для уличной фотосессии:

  • побольше зонтов (и их разновидностей);
  • 2–3 вспышки с запасными аккумуляторами;
  • насадки на вспышки для коррекции освещения и угла;
  • компактный софтбокс;
  • штативы для фотоаппарата и аксессуаров;
  • светопоглощающие экраны;
  • тент.

«Золотыми часами» для съемки на улице считаются час после рассвета и час до заката. Пасмурная погода упрощает фотографу работу со светом, а само небо выполняет роль огромного софтбокса. Сложнее всего работать днем при переменной облачности или в ветреную безоблачную погоду. Для съемок вечером пригодятся светодиодные панели и постоянные источники света, включая уличное освещение.

Интересным решением для уличной съемки является «Банка Фонга». В зависимости от выбора насадки, лайтсфера может выполнять роль компактной портретной тарелки, либо рассеивать свет для устранения теней.

Проблемы во время портретной фотосъемки на улицах могут возникнуть из-за отражения в глазах. В этом случае может помочь хорошо знакомый блогерам атрибут — кольцевая подсветка. О том, как фотографировать портреты на улице, можно прочитать здесь.

Среди распространенных ошибок студийных фотографов на улице можно выделить неестественность фотографий. Эта ошибка при работе с освещением или ретушированием обычно связана с избыточным высветлением. Необходимость в этом есть только в редких случаях (рекламные буклеты, открытки). Работать с тенью нужно, но без фанатизма. Здесь стоит руководствоваться правилом: «живое должно оставаться живым». Иначе теряется весь смысл создания снимков на улице — вместо этого можно сделать фотосессию в студии, наложив нужный фон.

Есть еще один важный момент, о котором стоит упомянуть, а именно: аксессуары для транспортировки. Отсутствие должной защиты нередко становится причиной повреждения аппаратуры и аксессуаров в дороге. Защитные чехлы и футляры для транспортировки могут это предотвратить, а еще они подходят для хранения аксессуаров, которые часто хранятся в кладовой в полном беспорядке. С каталогом товаров для хранения и переноски фототехники можно ознакомиться по этой ссылке.

Источник