Меню

Как обозначается мощность аккумулятора



Учимся читать маркировку аккумуляторов для авто

Характеристика и маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТ: размеры, вес батареи и обозначения АКБ

Как известно, автомобильная АКБ является одним из основных элементов электросети транспортного средства. Заряженная батарея гарантирует нормальный запуск двигателя при работоспособности основных узлов и агрегатов. Рано или поздно каждая АКБ изнашивается и выходит из строя, поэтому каждый автовладелец со временем столкнется с необходимостью ее замены. Какова маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТу, что нужно знать об основных параметрах батарей — об этом мы расскажем ниже.

Основные характеристики автомобильной АКБ

Характеристика и маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТ: размеры, вес батареи и обозначения АКБ

Какие используются обозначения и надписи для определения размеров, веса и других параметров аккумуляторных батарей? В соответствии с ГОСТ, все автомобильные АКБ, продающиеся в отечественных магазинах, должны соответствовать международным стандартам.

Основные характеристики и параметры батарей:

  1. Полярность устройств — этот параметр определяет расположение отрицательного и положительного контакта батареи. Если вы посмотрите на аккумулятор со стороны, с которой установлены выводы, то увидите положительный контакт находится слева, а отрицательный — справа. Это свидетельствует о том, что полярность прямая, такие АКБ самые распространенные. Если полярность будет обратно, то плюс будет установлен с правой стороны, а минус — с левой.
  2. Габаритные типоразмеры устройства. Международные стандарты допускают использование батарей разных размеров, главное, чтобы они соответствовали габаритам посадочных мест в авто, иначе их установка будет невозможной. В частности, речь идет о длине и высоте батареи, ширина всегда должна соответствовать стандарту.
  3. Резервная емкость устройства. Сколько она должна быть — зависит от конкретного девайса, данный параметр определяет время разряда аккумулятора в минутах на полностью заряженном устройстве. Расчет параметра основан на температуре электролита 25 градусов, то есть для более правильного расчета емкости — как резервной, так и номинальной — батарея должна быть помещена в резервуар с водой соответствующей температуры. По стандартам этот параметр должен быть больше номинальной емкости в 1.63 раза.
    То есть если емкость устройства будет около 55 Ач, то резервный показатель составит примерно 90 минут. То есть именно на протяжении полутора часов полностью заряженная АКБ сможет питать электрооборудование и прочие приборы автомобиля, если сломается генераторный узел.
  4. Номинальная емкость. Этот параметр определяется по объему рабочей жидкости в банках конструкции, которую батарея может отдать при разряде током на протяжении 20 часов.
  5. Ток холодной прокрутки. Этот показатель определяет ток разряда, который автомобильный аккумулятор сможет выдавать в течение десяти секунд. Значение напряжения в данном случае должно составлять 7.5 вольт, не меньше, а уровень температуры электролитического раствора должен быть не менее 18 градусов.
    Если этот параметр будет выше, то при отрицательных температурах двигатель будет завести значительно проще, но также нужно помнить, что при чрезмерно высокой нагрузке может снизиться ресурс службы стартера. Поскольку ток проходит именно через этот узел. В зависимости от типа АКБ, а также ее характеристик, ток холодной прокрутки может быть разным, кроме того, в данном случае многое зависит от способа измерения.
  6. Вес устройства. Масса батареи определяется его емкостью. АКБ емкости 55 Ач должны весить около 12.1 кг, 60 Ач — 13.2 кг и т.д.
Читайте также:  Как вычисляют мощность электрического тока

Характеристика и маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТ: размеры, вес батареи и обозначения АКБ

Таблица значений тока холодной прокрутки

Общие требования маркирования аккумуляторов

Маркировка приборов и, соответственно, их расшифровка, может быть разной, здесь все зависит от производителя устройства. Также маркировка может быть разной в зависимости от типа устройств, ведь для разных типов автомобилей (легковые, грузовые, микроавтобусы, спецтехника), производятся разные АКБ. И в данном случае имеются ввиду не только типоразмеры, но и емкость, сила тока, а также другие технические особенности. Сама маркировка даже может отличаться в зависимости от страны, в которой используется батарея, однако, все же есть некоторые условия, которые производители учитывают. Все потому, что эти условия прописываются в стандартах.

Вне зависимости от производителя и типа аккумулятора, на его корпусе будет указана следующая информация:

  1. Название бренда производителя, его логотип или значок.
  2. Основные параметры номинального напряжения товара.
  3. Также на корпусе указывается и значение емкости батареи.
  4. Тип, к которому относится конкретное устройство. Следует отметить, что сам тип может быть указан в соответствии с одним или даже несколькими стандартами.
  5. Количество банок, которые установлены внутри конструкции свинцового аккумулятора.
  6. Дата производства продукции, которая может быть зашифрована.
  7. Также на корпусе обязательно должны быть отмечены выводы полярности.
  8. Прочие предупреждающие символы, их число зависит исключительно от изготовителя товара. Обычно это символы, которые предупреждают о правилах эксплуатации, а также транспортировки прибора.

Фотогалерея «Основные неисправности»

Характеристика и маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТ: размеры, вес батареи и обозначения АКБ

Характеристика и маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТ: размеры, вес батареи и обозначения АКБ

Обозначение российских устройств

Все устройства, выпущенные на территории РФ, должны соответствовать стандарту 959-01.

Если вы посмотрите на корпус такого аккумулятора, то можете увидеть буквы:

  1. А. Этот символ определяет количество банок в конструкции АКБ, каждая из которых способна выдавать примерно по 2 вольта напряжения. Если после буквы А идет цифра 6, это свидетельствует о наличии шести банок в конструкции.
  2. Б. Этот символ определяет тип АКБ. Если после буквы Б стоит комбинация СТ, это свидетельствует о том, что прибор относится к категории стартерных.
  3. С. Этот символ определяет значение номинальной емкости в ампер часах. После С должны быть указаны цифры, если 55 — то перед вам аккумулятор емкостью 55 Ач и т.д.
  4. Д. По данному символу определяется метод изготовления батареи. Кроме того, данный символ позволяет определить и материал, из которого выпущен АКБ (автор видео — канал Автошкола для всех).

Отдельно нужно рассказать о последнем символе маркировки.

Для более правильного определения типа используется такая расшифровка:

  • А — свидетельствует о том, что прибор оборудован общей крышкой которой скрыты банки;
  • З — говорит о полной заряженности девайса;
  • Э — свидетельствует о том, что аккумулятор выполнен в эбонитовом корпусе;
  • Т — данный символ говорит о том, что устройство выполнено в термопластичном корпусе;
  • М — корпус таких аккумуляторов выполнен из мипласта, то есть полихлорвиниловой смолы»
  • П — для производства корпуса использовались полиэтиленовые сепараторы.

Маркировка европейских аккумуляторных батарей

На корпусе девайсов, изготовленных в Европе, помимо элементов конструкции, в том числе индикаторов для определения заряда, могут быть нанесены несколько видов обозначений. Потому что европейские производители имеют право использовать один из нескольких стандартов.

Читайте также:  Расчет выбросов от котлов малой мощности

Маркировка может быть как пятизначной, так и девятизначной, начнем с первого варианта:

  1. Сначала указываются три символа, по ним можно выявить степень емкости прибора. Для более правильного вычисления данного значения следует от цифры, указанной на корпусе, вычесть 500.
  2. Следующие два символа определяют тип используемого девайса.

Характеристика и маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТ: размеры, вес батареи и обозначения АКБ

Расшифровка европейской маркировки

Если говорить конкретно о типе, то в соответствии со стандартом здесь может быть указана следующая информация:

  • способ изготовления девайса при производстве;
  • значение вибропрочности;
  • метод исполнения девайса, размеры его выводов, использующихся для соединения с бортовой сетью авто;
  • тип элементов крепления девайса;
  • метод отвода газов по предусмотренной производителем системе вентиляции.

В том случае, если маркировка на приборе будет иметь девять знаков, то расшифровка будет следующей:

  1. Сначала указывается символ, определяющий диапазон значения емкости аккумулятора.
  2. Далее, идут еще два знака, по которым можно вычислить значение емкости в соответствии со внутренним диапазоном. К примеру, если первой будет цифра 6, то для того, чтобы точно расшифровать значение, к ней нужно добавить 100 Ач. Если 7, то к этому значению нужно добавить 200.
  3. Далее, идут еще три символа, по ним можно определить метод конструктивного исполнения. Кроме того, данные цифры позволяют точно выявить определенные материалы, которые использовались для изготовления прибора.
  4. В конце (фиолетовым цветом на рисунке выше) указываются еще три знака, по ним можно определить 10% от значения тока холодной прокрутки.

Характеристика и маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТ: размеры, вес батареи и обозначения АКБ

Расшифровка маркировки для изделий, выпущенных в США

Что же можно узнать о батарее по маркировке?

Итак, подытожив данные, приведенные выше, маркировка прибора позволит покупателю определить следующие характеристики:

  • напряжение девайса;
  • его значение емкости;
  • параметр тока холодной прокрутки;
  • дату изготовления;
  • компанию-изготовителя;
  • количество банок в конструкции;
  • полярность девайса и т.д.

Этих параметров автовладельцу вполне хватит для того, чтобы сделать правильный выбор девайса при покупке. Поэтому каждый автолюбитель, которому нужно купить прибор, должен разбираться в маркировке и расшифровке значений.

Видео «Особенности правильной зарядки»

Как правильно зарядить прибор и какие особенности при этом следует учитывать — подробнее об этом узнайте из ролика (автор — Александр Шестопалов).

Источник

Как расшифровать маркировку АКБ по российскому, европейскому, японскому, американскому стандарту

Как расшифровать маркировку АКБ по российскому, европейскому, японскому, американскому стандарту

Как расшифровать маркировку АКБ по российскому, европейскому, японскому, американскому стандарту

По объему двигателя автомобильный транспорт подразделяется на четыре группы:

  • легковые автомобили с объемом двигателя 1.0 — 1.6 л,
  • легковые автомобили с объемом двигателя 1.3 — 1.9 л,
  • внедорожники и минивэны с объемом двигателя 1,4 -2.3 л,
  • микроавтобусы, автофургоны, грузовики с объемом двигателя 1.6 – 3.2 л.

Для каждой из них производители предлагают купить аккумуляторные батареи, отличающиеся по технологии изготовления, качеству и тем или иным техническим параметрам.

На российском рынке в продаже представлены аккумуляторы для отечественных, европейских, азиатских, американских авто российского и зарубежного производства. Все источники питания для автотранспорта производятся по установленным государственным стандартам.

Читайте также:  Как рассчитать потери электрической мощности

Читаем маркировку по российскому ГОСТу 959-2022

Данный стандарт распространяется на свинцовые стартерные аккумуляторы, предназначенные для пуска автомобильных, тракторных, автобусных и т.д. двигателей и питания бортового электрооборудования.

Чтобы покупка АКБ для автомобиля не вводила покупателя в ступор, ему нужно научиться читать условное обозначение типов батарей и их исполнений, то есть, — расшифровывать маркировку источника питания. Маркировка автомобильного аккумулятора российского производства, независимо от его цены, бренда и технических параметров, представлена четырьмя группами цифр и литер, например, 6СТ – 55АПЗ:

  1. Число 6 обозначает количество последовательно соединенных в батарее аккумуляторов (6 либо 3). Оно характеризует номинальное напряжение АКБ (12 или 6 V).
  2. Буквы «СТ» указывают на функциональное назначение аккумулятора – стартерный.
  3. Число 55 – это номинальная емкость батареи, измеренная в А/ч.
  4. Последние три буквы «АПЗ» указывают на исполнение изделия: литера «А» говорит о том, что корпус имеет общую крышку; литера «П» обозначает полиэтиленовый сепаратор-конверт; литера «З» говорит, что батарея залита и заряжена. В маркировке других моделей могут быть другие литеры: наличие буквы «М» скажет о том, что сепаратор – либо типа мипласт, либо выполнен из пвх. Буква «Э» указывает на эбонитовый моноблок корпуса. «Т» — обозначает термопластичный пластик моноблока.

Маркировка по Евростандарту EN 60095-1

Если вы ищете аккумулятор европейской марки для своего европейского авто, то в Москве их выбор – огромен. Однако и в этом случае умение читать маркировку весьма полезно. Она отличается от российской, так как состоит исключительно из чисел. Всего их – четыре группы. В качестве примера можно взять такую маркировку, как 5 55 065 420:

  1. Цифра «5» обозначает диапазон значений (1 — 99 А/ч) 12-вольтового аккумулятора. Если бы была цифра «6», то она указывала бы на другой диапазон (100 – 199 А./ч), а 7 (200 – 299 А./ч).
  2. Число «55» обозначает емкость аккумуляторной батареи в А/ч. Помимо этой емкости бывают еще 60, 66,77.
  3. «065» — обозначение конструктивны особенностей батареи.
  4. «420» — ток холодной прокрутки в амперах.

Японские и корейские АКБ по японскому стандарту JIS D 5301

Имеющиеся в продаже аккумуляторы для автомобилей производства этих стран маркируются цифрами и буквами. Например – SMF 85 D 26 L, где:

  1. SMF означает, что батарея необслуживаемая.
  2. «85» — коэффициент мощности.
  3. D – код размеров корпуса батареи.
  4. L – обратная полярность (прямая обозначается буквой R).

Маркировка по стандарту США SAE J537

Если в интернет-магазине недорогих аккумуляторов для автомобилей вас заинтересовала модель А 34 770. то знайте:

  1. «А» означает, что батарея автомобильная.
  2. «34» — это номер типоразмерной группы данной модели, которому соответствуют габариты 260×173×205 мм и прямая полярность (обратная обозначается добавлением литеры R после числа — «34R»).
  3. 770 – ток холодной прокрутки в амперах.

Эта информация поможет вам лучше ориентироваться в ассортименте автоаккумуляторов любых производителей.

Источник

Как обозначается мощность аккумулятора



Маркирование автомобильных аккумуляторных батарей

Маркирование автомобильных аккумуляторных батарей

По правилам вся нужная информация об АКБ должна отображаться в знаках на корпусе. Из нее возможно почерпнуть массу полезной информации, но прежде всего необходимо узнать, какая именно маркировка аккумуляторов используется. Их существует несколько видов, они различны у разных стран производителей.

  1. Что возможно узнать из маркировки АКБ
  2. Какие есть стандарты
  3. Российский стандарт
  4. Европейский стандарт
  5. Немецкий стандарт
  6. Американский стандарт
  7. Азиатский стандарт
  8. Различия стандартов
  9. Заключение

Что возможно узнать из маркировки АКБ

Довольно часто автомобилисты предпочитают не обращать внимание на метку батареи, а смотреть необходимую информацию на наклейке. Но стоит всегда расшифровывать обозначения АКБ, именно там указаны самые довольно ценные данные. Из обязательной маркировки автомобильного аккумулятора возможно узнать следующую информацию:

  • габариты;
  • ёмкость;
  • сколько банок в конструкции
  • дата выпуска;
  • назначение;
  • исполнение батареи;
  • ток холодной прокрутки;
  • полярность.

В некоторых отметках могут быть указаны дополнительные сведения, например, габариты боковой площадки аккумулятора. Расшифровки маркировок разных стран производителей могут разительно отличаться, иметь свои нюансы обозначения того или иного параметра накопителя.

Какие есть стандарты

Существует пять стандартов маркировок автомобильных аккумуляторов. Они отличны у каждой страны производителя. Любая содержит похожую основную информацию, зашифрованную цифрами, буквами, нанесенными на корпус АКБ.

Российский стандарт

Расшифровка российского стандарта

В России наиболее распространены аккумуляторы для автомобиля отечественного производства. Изготовители наносят метку по ГОСТу, под номером 0959-2002. Согласно стандарту, маркировка разделяется на четыре группы (цифры). Они несут следующую информацию:

  • Сколько банок содержит корпус аккумулятора для автомобиля. Достаточно часто количество банок АКБ равно шести. У стандартного накопителя именно столько емкостей по 2 вольта, что суммарно дает 12В.
  • Указание вида аккумуляторной батареи. Самым популярным обозначением является СТ — источник питания стартерного типа.
  • Емкость. Характеристика стоит третьей по счету, принимает диапазонное значение 55-80А*ч. Параметр у каждого автомобиля может быть отличен, он соответствует мощности двигателя машины.
  • Тип материала, используемый в изготовлении корпуса, исполнение. Параметр источника питания для авто обозначают одной, несколькими буквами. Все они имеют свое значение.

Расшифровка букв

Пусковой ток в российском стандарте не отмечается. Но информацию о подобном параметре возможно просмотреть на наклейке возле таблицы маркировки. Пусковой ток обозначается, как 270А, другим похожим значением. Штамп не обязательно расшифровывать, он прямо отображает информацию. В приведенном примере 270 Ампер требуется понимать буквально.

Характеристики типов АКБ

Европейский стандарт

Маркировка АКБ составляется согласно ЕТН – европейскому типовому номеру. Официальный номер европейской метки стандарта EN60095-1. Сама отметка разделяется на 4 цифровые комбинации. Цифровые группы несут следующую информацию:

  • Первое число. Дает условное сообщение о емкости аккумуляторной батареи. Достаточно часто встречается цифра 5, говорящая о емкости диапазона 1-99А*ч. Шестерка соответствует емкости в пределах 100-199А*ч, семерка 200-299А*ч.
  • Вторая, третья по счету цифра. Дают точную информацию о значении емкости.
  • С четвертой по шестую цифры. Информирует об исполнении устройства. Комбинация из трех символов соответствует о типе полюсных выводов, размерах, присутствия ручки для удобства переноски АКБ, виде газоотвода. Помимо этого, в данной комбинации есть сведения о крышке, устойчивости к вибрациям, особенности крепежных конструкций, элементов.
  • Три цифры с хвоста. Это цифровое значение обозначает ток холодной прокрутки. Но для того, чтобы его точно вычислить, требуется умножить комбинацию на 10. Например, если на штампе последняя комбинация равна 042, то ток будет соответствовать 420А.

Расшифровка европейского стандарта

Помимо основной информации, в европейских маркировках допустимо встретить дополнительные обозначения батареи. Из них возможно узнать, для какой машины может подойти источник, с какими дополнительными устройствами она может работать. Помимо этого, дополнительная информация может рассказать о нюансах использования автомобильного аккумулятора.

Пример расшифровки кодов

Также на европейских АКБ возможно встретить следующие комбинации букв с отличительными обозначениями:

  • ССА — дает информацию про максимальный ток при запуске двигателя в холодный период.
  • ВСI – пусковой тока замеренный способом Battery Council International.
  • IЕС – пусковой ток измеренный по методу International Electro Technical Commission.
  • DIN – ток, замеренный методом Deutche Industri Normen

Немецкий стандарт

Стандарт нельзя выделить в отдельную группу, относится к европейскому, является одной из его разновидностей. Обозначается он как DIN. Достаточно часто его возможно встретить в маркировке аккумуляторов под маркой BOSCH.

Маркировка аккумуляторной батареи состоит из пяти цифр, значащие практически то же самое, что и в европейском стандарте. Цифры обозначают следующую информацию:

  1. Первая цифра. Дает информацию о порядке емкости аккумулятора автомобиля. Примерно, как и в европейском стандарте (5 – до 100А*ч, 6 – до 200А*ч, т.д.).
  2. Второе и третье число с начала. Точное числовое обозначение емкости.
  3. Два последних числа. Дают сведения о принадлежности батареи к классу. Они разделяются на типы крепежей, позицией выводов, габаритами.

Важно! Ток холодной прокрутки обозначает пусковой ток при использовании АКБ в холодное время. Стандартно температура холодной прокрутки -18 градусов.

Ток холодной прокрутки указан не в самой отметке. Его обозначение возможно посмотреть на наклейке возле маркировки.

Читайте также:  Разрешенная потребляемая мощность электроэнергии

Американский стандарт

Расшифровка акмериканского стандарта

Американская обозначается пятью цифрами, одним буквенным символом. Они несут следующую информацию:

  1. Буква. Автомобильные аккумуляторы обозначаются буквой А. Она дает понять, что батарея произведена к машине.
  2. Две первые цифры. Дают понять, к какой группе размеров относится аккумуляторная батарея. Помимо этого, если есть еще одна буква около этих двух цифр, то она означает полярность. Например, цифра 34 означает габарит 26-17.3-20,5 см. Отсутствие буквы будет означать прямую полярность, ее наличие противоположную.
  3. Три цифры с конца. Дают точную информацию о токе холодной прокрутки.

Стоит обратить внимание на то, что в американском и европейском стандартах пусковой ток различен. Обычно на американских аккумуляторах значение больше. Для перевода значений тока из одного в другое требуется сделать следующее:

  1. Ёмкость до 90А*ч: USA=EU*1.7.
  2. Емкость 90-200А*ч: USA=EU*1.6.

Коэффициенты вычислены на прямой практике автомобилистов. В таблице возможно посмотреть соответствие токов холодного запуска для АКБ разного эталона.

Соответствие токов холодного запуска для АКБ разного эталона

Азиатский стандарт

Расшифровка азиатского стандарта

Азиатский является наиболее сложным в маркировках аккумуляторных батарей для автомобилей. Сложность заключается в первую очередь в том, что нет строго определенного положения для обозначения устройств, выпущенных в азиатских странах. Одновременно могут использоваться два различных способа обозначения размеров, других характеристик. Подобное случается из-за использования старого, нового метода.

Помимо этого, ёмкость батарей азиатского происхождения не совсем отвечает европейским. Например, при обозначении вместимости в 55А*Ч от Японии, будет соответствовать 45А*ч от Европы.

Самая простая азиатская отметка состоит из набора символов, цифр. Всего количество знаков по стандарту 6. Они несут в себе следующую информацию:

  1. Две цифры с начала. Обозначают емкость. Это не фактическая емкость АКБ, а умноженная на коэффициент поправки. Он обозначает показатель эксплуатации, характеризующий соотношение вместимости АКБ, работой стартера.
  2. Третий символ. Обычно используется буква, указывающая на отношение батареи к классу. По нему возможно узнать форму аккумулятора, размеры.
  3. Четвертая, пятая цифра. Число, информирующее о габаритах аккумулятора. Обычно она обозначает округленную длину в сантиметрах.
  4. Последняя буква. Обычно используются буквы R, L. Так маркируют именно отрицательную клемму.

Третий символ дает информацию о габаритах аккумулятора, куда входит высота и ширина. В некоторых случаях указывается размер боковой пластины. Габариты разделяются на 8 групп, но для легковых автомобилей аккумуляторы обозначаются только первыми четырьмя.

Габариты АКБ

Важно! Размеры аккумуляторов могут отличаться от реальных планов на 3 мм в большую или меньшую сторону.

Также в маркировке могут встречаться следующие аббревиатуры:

  • SMF – говорит о том, что аккумуляторная батарея необслуживаемая. Что значит, что некоторые банки закрыты, к ним нет доступа, т.е. невозможен долив дистиллята, электролита. В основном обозначение ставится на видном месте, именно в конце или начале отметки.
  • MF – обслуживаемая батарея.
  • АGM – необслуживаемый автомобильный аккумулятор с токопроводящей жидкостью абсорбированного типа.

А также в некоторых случаях в конце цифрового ряда встречается приписка S. Она содержит информацию, что у АКБ клеммы тонкие азиатские или стандартно европейские. Эта приписка имеет разное значение в старом, новом стандартах в Азии.

Исполнение батареи японского производства может обозначаться следующими символами:

  • N – открытый тип с любым расходом воды;
  • VL – открытый аккумулятор с малыми объемами расхода жидкости;
  • L – открытый АКБ с малым расходом воды;
  • VRLА – открытая батарея с клапаном для регулировки.

В таблице наглядно представлены соответствия размера, веса, числовое значение пускового тока разных азиатских батарей.

Таблица азиатских батарей

Различия стандартов

Стандарты различаются не только в обозначениях основной информации. Например, самой заметно явной отличительной чертой в аккумуляторах, выпущенных в разных странах, изначально является следующее:

Маркировка клемм

  • Маркировка клемм. Отечественного производства: левая – плюс, правая – минус. Европа, Азия – левая – минус, правая – плюс. Соединенные Штаты Америки – встречаются все вышеперечисленные варианты.
  • Диаметр клемм. Европа: плюс – 19,5 мм, минус – 17,1 мм. Азия: положительная – 12,5 мм, отрицательная — 11,1 мм.

Важно! Стороны клемм указаны в случае, если смотреть на плоскость, где наклеена наклейка.

Разность диаметров у разно полюсных клемм необходима для того, чтобы исключить ошибки в подключении аккумулятора к бортовой сети автомобиля. Помимо этого, не во всех отметках может указываться максимальный предел пускового тока АКБ. Но, как правило, производители указывают эту информацию возможно найти на наклейке корпуса.

Заключение

Любое обозначение на аккумуляторе несет ценную информацию. Следует внимательно изучать стандарты и виды отметок на батарее перед приобретением нового АКБ.

Источник

Аккумуляторная батарея

Содержание

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

В процессе эксплуатации аккумуляторы постепенно утрачивают свою работоспособность даже при соответствующем техническом обслуживании. Рано или поздно батарея оказывается не в состоянии обеспечить пуск двигателя, особенно в холодное время года, и ее приходится заменять.

Читайте также:  Как вычисляют мощность электрического тока

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Аккумуляторная батарея (АКБ) представляет собой химический источник тока, запасающий энергию, необходимую для питания электрического стартера, вращающего двигатель при пуске. Кроме того, она обеспечивает работу электрических приборов автомобиля при недостатке или отсутствии развиваемой генератором мощности. На транспортных средствах в основном применяются свинцовые стартерные батареи, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов, установленных в общем корпусе.

Аккумулятор 1.jpg

Устройство обслуживаемой АКБ:
1 – корпус;
2 – отрицательный электрод (пластина);
3 – сепаратор;
4 – положительный электрод (пластина);
5 – баретка;
6 – опорные призмы;
7 – крышка;
8 – пробка заливного отверстия;
9 – положительный вывод;
10 – межэлементная перемычка (соединительный мостик);
11 – отрицательный вывод

Так называемые «необслуживаемые» батареи отличаются от обычных замедленным «выкипанием» воды из электролита и большим его резервным объемом.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На территории Российской Федерации АКБ должны соответствовать межгосударственному ГОСТу 959-2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Для обеспечения нормальной эксплуатации электрооборудования и самой батареи требуется ее соответствие по основным размерам и характеристикам данному автомобилю.
«Полярность» – определяет расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Если смотреть на АКБ со стороны, к которой выводы смещены ближе, то полярность:
прямая – если положительный вывод с обозначением «+» находится слева, а отрицательный вывод, обозначенный «–», – справа;
обратная – если положительный вывод «+» находится справа, а отрицательный вывод «–» – слева.
Ширина батареи должна точно соответствовать штатной, поскольку большинство из них крепится за нижние боковые выступы корпуса.
Высота и длина могут быть несколько больше, если это допускают размеры ниши (установочной площадки) под АКБ.
Номинальная емкость20) – количество электричества (в А.ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25°С.
Резервная емкость (Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25°С.
Примечание. По ГОСТу 959-2002 номинальную и резервную емкость определяют поместив батарею в ванну с водой, имеющей температуру 25±2°С.
Резервная емкость численно в 1,63 раза больше номинальной (например, для батареи емкостью 55 А.ч она составляет 90 минут). Это расчетное время, в течение которого полностью заряженная АКБ обеспечивает электроэнергией минимум потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора.
Ток холодной прокрутки (Iх.п.) – по ГОСТу 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18°С в течение 10 с напряжением не менее 7,5 В. Чем этот параметр выше, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.
Величина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице.

Аккумулятор табл.jpg

МАРКИРОВКА

Аккумулятор 2.jpg

По ГОСТу 959-2002 на каждой АКБ должно быть нанесено:
— товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
— условное обозначение батареи (рис.); — знаки полярности: плюс «+» и минус «–»;
— дата изготовления – месяц, год;
— номер НД (нормативного документа) на данную батарею;
— номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);
— номинальное напряжение в вольтах (В);
— ток холодной прокрутки в амперах (А);
— масса батареи (если она 10 кг и более);
— знаки безопасности;
— символ переработки.

Примечание. На АКБ, предназначенных на экспорт, дополнительно должно быть нанесено: «ГОСТ 959-2002», надпись «сделано в (наименование страны-изготовителя)» и буква «Т» для экспорта в страны с тропическим климатом.

Аккумулятор 3.jpg

Условное обозначение батарей по европейскому стандарту EN 60095-1.

Аккумулятор 4.jpg

Условное обозначение батарей по американскому стандарту SAE J537.

Примеры маркировки АКБ

Аккумулятор фото 1.jpg

Маркировка российской батареи:
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;
4 – вес;
5 – резервная емкость;
6 – номинальная емкость;
7 – номинальное напряжение

Аккумулятор фото 2.jpg

Маркировка европейской батареи:
1 – тип;
2 – номинальная емкость;
3 – ток холодной прокрутки по EN;
4 – знаки мер безопасности

Аккумулятор фото 3.jpg

Маркировка американской батареи:
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по SAE и DIN;
4 – номинальное напряжение

Примечание. На корпусе батареи может быть указано несколько значений тока холодной прокрутки и далее в скобках обозначения стандартов, по которым они определены.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

В соответствии с ГОСТ 959-2002:
— гарантийный срок хранения не залитых электролитом (сухозаряженных) батарей – 36 месяцев, при этом срок сохранения сухозаряженности – 12 месяцев;
— гарантийный срок эксплуатации батарей – 18 месяцев со дня продажи;
— гарантийная наработка батарей – 60 тыс. км пробега автомобиля в пределах гарантийного срока эксплуатации;
— гарантийный срок эксплуатации необслуживаемых батарей – 24 месяца при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км;
Для необслуживаемых батарей гарантийный срок исчисляется:
— не залитых электролитом (сухозаряженных) – со дня продажи;
— залитых электролитом – со дня изготовления.

Читайте также:  Как определить мощность электродвигателя 12 вольт

Примечание. При отсутствии возможности контроля за пробегом автомобиля и режимами обслуживания батареи гарантия практически распространяется только на заводской брак, выявленный за установленный продавцом гарантийный срок.

Фактический срок службы стартерных аккумуляторных батарей может быть значительно больше и зависит от условий эксплуатации. При исправном электрооборудовании, соответствующем техническом обслуживании и годовом пробеге автомобиля до 10–12 тыс. км он может достигать 5–8 лет.
Долговечность необслуживаемых АКБ, не имеющих отверстий для долива, существенно зависит от состояния электрооборудования и условий (интенсивности) эксплуатации. Напряжение в бортовой сети автомобиля должно находиться в пределах 13,9–14,3 В, иначе ресурс батареи резко снизится из-за «выкипания» воды из электролита или в связи с постоянным недозарядом и оплыванием активной массы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Чтобы АКБ выработала заложенный в нее ресурс при техническом обслуживании автомобиля, необходимо:
— проверять крепление батареи на автомобиле – незакрепленная батарея сильнее подвержена вибрациям, которые могут вызвать нарушение герметичности корпуса;
— проверять соединение клемм и выводов – окисленные контакты приводят к падению напряжения, отказам в работе электрооборудования, неполному заряду батареи и оплавлению выводов;
— протирать крышку от грязи для устранения возможности саморазряда;
— прочищать вентиляционные отверстия пробок или в крышке для предотвращения скопления газов в «банках»;
— проверять уровень электролита у батарей обычной конструкции – каждые 1,5–2,0 месяца, у «необслуживаемых» периодически, в зависимости от пробега автомобиля, но не реже 1–2 раза в год;
— по необходимости (и наличии заливных отверстий) восстанавливать уровень электролита в АКБ, доливая только дистиллированную воду (добавление электролита или кислоты недопустимо);
— при возможности оценивать степень заряженности отдельных «банок» по плотности электролита в них с помощью ареометра.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с АКБ необходимо применять защитные очки и резиновые перчатки. В случае попадания электролита на открытые части тела необходимо срочно промыть пораженный участок обильным количеством воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды. Во избежание взрыва запрещается пользоваться открытым огнем. Нельзя допускать замыкания положительного вывода батареи на массу. Для исключения возможности искрения запрещено отсоединять провода при включенных потребителях. Повышение напряжения, развиваемого генератором свыше величины, установленной в инструкции по эксплуатации автомобиля, недопустимо, так как приводит к интенсивному образованию взрывоопасной смеси водорода и кислорода внутри батареи. При снятии батареи сначала отсоединяют отрицательный вывод («массу»), затем положительный, а при установке на автомобиль наоборот – сначала соединяют положительный, затем отрицательный.

РЕКОМЕНДАЦИИ

При приобретении АКБ необходимо обратить внимание на дату ее изготовления. Срок хранения на складе сухозаряженных батарей не должен превышать трех лет, залитых и заряженных – не более шести месяцев.
Желательно проверить, особенно если с даты изготовления прошло более одного года:
— целостность корпуса, освободив его от упаковки и наклонив на 45° – электролит не должен выливаться;
— уровень электролита – он должен находиться между отметками «мин» и «мах» у батарей с корпусом из полупрозрачного пластика или примерно на 15–20 мм выше верхнего уровня пластин;
— плотность электролита (для залитой и заряженной АКБ) должна составлять 1,25–1,26 г/см3 при 25±5°С;
— цвет индикатора заряженности (при наличии) должен быть зеленым;
— напряжение на выводах батареи без электрической нагрузки (ЭДС) должно быть не менее 12,6 В;
— напряжение на клеммах батареи с помощью нагрузочной вилки (например, для АКБ емкостью 55 А.ч при разряде током 100 А напряжение на 5–7 секунде должно быть не менее 10,5 В).
В любом случае необходимо наличие инструкции по эксплуатации на русском языке и гарантийного талона, в котором должны быть указаны условия гарантии.
Измеренные показатели должны быть записаны продавцом в гарантийный талон. Это пригодится в случае предъявления претензий к качеству АКБ в пункте по гарантийной проверке на наличие в ней дефектов.
Залитые электролитом и заряженные батареи полностью готовы к использованию и не требуют подготовки к эксплуатации.
Сухозаряженные батареи требуют подготовки к эксплуатации – заливку электролитом плотностью 1,27–1,28 г/см3 при температуре 25±5°С и выдержку в течение 30 мин для пропитки активной массы электродов. Если после этого плотность не изменилась – батарея готова к эксплуатации. При снижении плотности электролита необходим подзаряд до ее восстановления.
Кроме того, на пробках сухозаряженных батарей необходимо срезать (при наличии) приливы, закрывающие вентиляционные отверстия.

Источник