Меню

Как будет мощность по украински



Когда труба опустеет. Что будет с украинской ГТС без российского газа

ГТС УкраиныГТС Украины

МОСКВА, 12 ноя – ПРАЙМ, Валерия Княгинина. Украина может лишиться нескольких миллиардов долларов из-за отказа России от транзита газа в Европу по украинской газотранспортной система (ГТС). Более того, страна может остаться и без самого газа, который сейчас по «виртуальному реверсу» поступает из Европы по той же ГТС, рассказали опрошенные «Прайм» эксперты.

ПЯТЬ ЛЕТ — НЕ СРОК

В конце декабря 2019 года Россия и Украина подписали договор о продлении транзита российского газа по ГТС Украины до 2024 года по принципу «качай или плати». Минимальный объем оплаченного транзита составляет 65 миллиардов кубометров газа в 2020 году и по 40 миллиардов кубометров ежегодно с 2021 по 2024 годы.

Ежегодная стоимость прокачки 40 миллиардов кубометров газа составляет примерно 1,250 миллиардов долларов или около 5 миллиардов долларов за 5 лет. Это та сумма, которой Украина может лишиться в случае прекращения транзита по истечению срока договора между странами.

Восполнить потери от транзита будет довольно сложно в условиях кризиса – доходы Украины от транзита газа составляют до 10% бюджета —, несмотря на то, что страна официально начала реэкспорт европейского газа, отмечает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

Судьба украинского транзита по истечении контракта будет зависеть от того, когда и в каком объеме смогут начать работать «Северный поток 2″и европейская ветка «Турецкого потока». И существует ненулевая вероятность, что продление договора по использованию украинской ГТС для транзита природного газа окажется в интересах самого «Газпрома», считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

Сварка первого стыка газопровода

«Газпром» вдвое снизил инвестиции в «Силу Сибири»

«В случае отказа от прокачки газа через украинскую ГТС и невозобновления покупок российского газа Украиной для собственных нужд надобность в значительной части мощностей ГТС просто отпадет. А главное, отпадет экономический смысл привлечения инвестиций в ее модернизацию», —отмечает эксперт.

Как только Россия решит вопрос с «Северным потоком 2», ГТС Украины, можно сказать, ждет развал. Если не российский газ, то эта система снабжения, устаревшая и требующая солидных инвестиций, никому не интересна. Вкладывать в ее обновление, пока по крайне мере, нецелесообразно, добавляет доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Аяз Алиев.

Технологические проблемы и отсутствие возможностей вкладываться в ремонт и содержание трубопроводов могут привести даже к демонтажу части системы.

ПОМОГУТ ПЕРЕГОВОРЫ

В случае отказа «Газпрома» от эксплуатации газопровода для транзита, Украина должна принять решение – либо продолжать тратить деньги на поддержание всей системы в рабочем состоянии, либо определиться, какие части ГТС могут использоваться впоследствии и модернизировать их.

Участок магистрального газопровода

«Северный поток 2» получил «последний привет» от Трампа

По мнению аналитика Фонда национальной энергетической безопасности и эксперта Финансового университета Игоря Юшкова, наилучшим сценарием для Украины будет совместное решение «Газпрома», европейских импортеров газа и руководства ГТС о том, в какие страны будет еще возможен транзит, а в какие нет.

«Затем необходимо сокращать мощности по прокачке газа, сокращать трубы по каким-то направлениям полностью, а по каким-то частично, чтобы не распылять деньги на поддержание всей ГТС», — считает Юшков.

Читайте также:  Что такое мгновенное значение мощности

Какую-то часть украинской трубы можно будет использовать для получения газа с европейского рынка, запустив прокачку в обратном направлении.

«Можно будет запустить работу трубы в обратном направлении — с запада на восток. Украина добывает около 20 млрд кубов в год, а потребляют примерно 30. И вот эти 10 кубов они смогут закупать у Европы», — отмечает Юшков.

ВОЗМЕЩЕНИЕ БЮДЖЕТА

Компенсировать часть бюджета Украина может несколькими способами, считают эксперты. Во-первых, нужно принять во внимание, что украинская ГТС располагает самыми крупными подземными хранилищами газа в Европе. «Если «Газпром» откажется использовать их для сглаживания нагрузки газопроводов и хранения газа, что на самом-то деле было бы вовсе не лишним, то потенциально ЕС мог бы быть заинтересован в использовании этих мощностей для хранения своего газа», — считает Калачёв.

Таким образом, по его мнению, Украина сможет сохранить хотя бы часть доходов от своей ГТС.

Возможны и крайние меры, которые вряд ли встретят понимание в обществе. Вероятно, что оставшуюся большую часть потерь поступлений от транзита газа власти Украины будут вынуждены компенсировать ростом налогов. Так, например, поступила Россия в этом году из-за падения нефтяных и газовых цен. «Это первый шаг, на который обычно идут власти при выпадении части доходов», — добавляет эксперт.

Нельзя исключать, что украинские власти пустят на распродажу госимущество и расширят программу приватизации. Но в основном страна надеется на инвестиционные средства западных стран, в надежде запустить процесс восстановления Украины, так называемая компенсация за разворот, отмечает Алиев.

«Вероятно придется балансировать бюджет или просить очередные кредиты у Европы и МВФ. Займы никому не нравятся, вероятно поэтому Германия и настаивала на подписании пятилетнего договора между Россией и Украиной», — рассуждает он.

По этой же причине «Газпром», возможно, будет вынужден использовать украинскую ГТС и после истечения контракта. Например, мощности этой газотранспортной системы можно продавать на аукционах самим покупателям российского газа. Они могли бы покупать газ у «Газпрома» на границе с Россией и транспортировать его дальше, заключили эксперты.

Источник

Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему

Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему

Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в 2016 году говорил о сокращении мощностей газопроводов в «ужгородском коридоре». Монополия обещала ликвидировать часть своих газопроводов в центральном транзитном коридоре Уренгой—Помары—Ужгород, по которому через Украину проходил основной поток российского газа в ЕС. Эти намерения были реализованы лишь частично, поскольку транзит через Украину был сохранен. Пока что на ближайшие четыре года.

Доставка газа дорожает: насколько вырастут платежки украинцев в 2021 году

Ежегодный транзит такого объема голубого топлива через территорию Украины обходится России приблизительно $1,25 млрд, или около $5 млрд за пять лет. По оценкам российских экспертов, Москва не заинтересована в продлении контракта. По истечении пятилетнего контракта судьба украинской трубы будет зависеть от срока начала работы и объема прокачки по «Северному потоку — 2» и европейской ветке «Турецкого потока».

После запуска первой нитки «Турецкого потока» (в начале 2020 года) украинская ГТС уже потеряла 15 млрд куб. м в год транзита, который раньше шел через Украину в Турцию, Болгарию и Грецию. Сейчас по южному направлению Киев транспортирует газ только для Румынии и Молдовы. После запуска второй нитки «Турецкого потока» и окончания строительства газопровода Болгария — Сербия — Венгрия Украину ожидает потеря еще 15 млрд куб. м. А завершение строительства «Северного потока – 2» приведет к потере оставшихся 50 млрд куб. м. Поэтому после окончания этих проектов у «Газпрома» будет возможность полностью отказаться от транзита по Украине. И в Киеве это понимают.

Читайте также:  Потребляемая мощность ибп при зарядке батарей

«Очевидно, что если «Газпром» достроит «Северный поток – 2», то мощности украинской ГТС станут избыточными для него. Я не вижу причин для «Газпрома» продлевать транзит газа через Украину после 2025 года, хотя наши тарифы на транзит абсолютно конкурентные», — заявил в интервью РБК-Украина глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.

Но надежды на дальнейшее сотрудничество с «Газпромом» в Киеве не теряют. Правда, для этого потребуется отбросить в сторону политическую составляющую.

«Северный поток – 2»: главная политическая и экономическая интрига начала XXI века

«Газпром» для обеспечения гибкости уже сейчас вынужден арендовать или покупать дорогие европейские подземные хранилища газа. Кроме этого, в случае аварий и отказов нашей газотранспортной системы мы всегда можем перенаправить газ через другие газовые коридоры внутри Украины, а «Северный поток» и «Турецкий поток» — это по две трубы, которые не имеют дублирующих мощностей», — признал Сергей Макогон.

Водородно-транспортная труба

Согласно действующему контракту между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом», объемы транспортировки природного газа по территории Украины из России в Европу будут существенно уменьшаться в течение 2020–2025 годов, а дальнейшие перспективы пока не определены. В случае реализации сценария нулевого транзита после 2025 года на Украине освободятся значительные объемы мощностей магистральных газопроводов, которые теоретически могут быть использованы для транспортировки возобновляемых газов потребителям Украины и стран Европы.

Недавно ЕС назвал Украину приоритетным партнером своей «Водородной стратегии». ЕС при разработке долгосрочных стратегий учитывает потенциал Украины. Для Киева это создает поле для переговоров и конкретных инициатив в кооперации как на этапе исследования и разработки, так и на этапе внедрения новых энергетических решений на базе водорода. Оператор ГТС Украины уже вошел в новый Европейский альянс чистого водорода. Членство в Альянсе предусматривает привлечение Оператора ГТС Украины к ключевым стратегическим форумам, круглым столам и другим мероприятиям по имплементации Водородной стратегии для климатически нейтральной Европы.

Как заявил в августе 2020 года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, украинская газотранспортная система вскоре может оказаться «газо-водородно-транспортной» — Украина обсуждает возможность транспортировки по ней водорода в Германию. По словам чиновника, Германия будет крупнейшим рынком потребления водородной энергетики, а Украина может стать надежным поставщиком водорода в ЕС, в том числе в Германию.

«Мы договорились, что сотрудничество с Германией продолжится в виде разработки «дорожной карты» развития энергетического партнерства и будет проведено исследование возможности использования газотранспортной системы Украины для транспортировки водорода», — уточнил Кулеба.

Министр считает, что подобное сотрудничество будет предполагать инвестиции в модернизацию газотранспортной системы Украины.
Водород — один из самых потенциально выгодных энергоносителей, но его потенциал не стоит преувеличивать в среднесрочной перспективе. Поэтому сейчас главный приоритет для Украины — обеспечить работоспособность и надежность ГТС для транзита природного газа.

Читайте также:  Двигатель теряет мощность мазда

Демонтаж

Северный поток-2: главная политическая и экономическая интрига начала XXI века

В марте 2020 года Национальная комиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг Украины утвердила План развития газотранспортной системы. Планируется, что за 10 лет Оператор ГТС Украины инвестирует $1,4 млрд в инфраструктуру. Согласно утвержденной стратегии, капитальные вложения будут проводиться только в те объекты ГТС, которые будут использоваться при отсутствии транзита. Основные мероприятия будут направлены на оптимизацию ГТС в соответствии с имеющимися и прогнозируемыми объемами транспортировки.

Из-за сокращения транзита газа из России в Европу украинская ГТС поэтапно откажется от 60–70% своих мощностей.

«Наша ГТС способна транспортировать 145 млрд куб. м газа в год из России в Европу, но в следующем году транзит составит всего 40 млрд куб. м. Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы имеем сейчас. Нам придется поэтапно отказаться от 60–70% мощностей, потому что они просто не нужны», — рассказал Сергей Макогон в интервью S&P Global Platts.

ГТС нужно будет уменьшить мощности для сокращения расходов, поскольку через пять лет, возможно, придется обеспечивать социально приемлемые тарифы в случае потери транзита российского «Газпрома».

По словам Макагона, уже определены компрессорные станции, которые будут сокращены: «Сейчас мы находимся в процессе подготовки, и через пять лет наша система будет полностью оптимизирована и будет функционировать в новых рыночных условиях».

Частично порежут на металлолом

Эксперт энергетического рынка Валентин Землянский отмечает, что объемы транзита по украинской ГТС после постройки «Северного потока – 2» будут однозначно снижаться, весь вопрос в том, насколько Украина останется в логике кооперации, которая уже была опробована.

«Это когда в ПХГ оставляют газ в режиме транзита, а потом зимой — забирают. В этом случае определенные объемы будут сохраняться, поскольку будет существовать запрос на подъем газа, находящегося в хранилищах. Как это будет в абсолютных цифрах, сейчас сказать достаточно сложно, поскольку не понятно, какой будет спрос в Европе, как будет складываться конъюнктура», — сказал в комментарии Украина.ру Валентин Землянский.
По словам эксперта, украинскую ГТС в любом случае придется оптимизировать.

Госбюджет-2021, Рада урезала субсидии, https://cdn1.img.ukraina.ru/images/102895/72/1028957212.jpg млрд от «Газпрома». Главное в экономике Украины 11-18 сентября

Сейчас говорить о том, что экономическая составляющая возьмет верх над политической, достаточно сложно: зависшее состояние, на которое накладывается еще и коронакризис, стагнирующая экономика — не понятно, какой будет спрос на газ в ЕС. Я думаю, что в Газпроме есть экономическое обоснование (то есть они считали), но насколько это будет реализовано, пока не скажет никто.

Но «Газпром» заинтересован в сохранении украинского маршрута в любом случае, потому что есть предпочтения европейских партеров относительно маршрутов доставки. Например, итальянцы высказывали свое пожелание, и их украинский маршрут устраивает, а это самая дальняя точка. Поэтому это больше вопрос трехсторонних переговоров и достижения договоренностей в трехстороннем формате. Но сейчас мы о таких переговорах ничего не слышим. И я боюсь, что украинская сторона опомнится перед самым окончанием действия пятилетнего транзитного контракта», — заключил Валентин Землянский.

Источник