Меню

Институты выполняющие функцию стабилизаторов общественного порядка



Что такое социальный институт: примеры, виды, функции

Приветствую Вас, друзья!

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

Что такое социальный институт?

Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.

Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

  • согласование интересов членов общества;
  • реализация базовых потребностей каждого человека;
  • стабильность и развитие;
  • формирование общепринятых правил и норм.

Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).

Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

  • Семья. Это важнейший институт, с которым в своей жизни сталкивается каждый из нас. У семьи есть несколько функций: репродуктивная (рождение детей), воспитательная (совместное воспитание детей, формирование у них основных ценностей, норм и принципов поведения), экономическая (совместное использование ресурсов, ведение общего хозяйства).
  • Государство. Данный институт решает большое количество задач, направленных на обеспечение безопасности, стабильности и развития, а также на реализацию базовых потребностей каждого члена общества. Государство регулирует экономику, обеспечивает медицинское обслуживание и образование, строит и поддерживает инфраструктуру, защищает население от преступности, обороняет страну от внешних опасностей.
  • Право. Это система обязательных норм поведения, направленная на обеспечение стабильности и общего благополучия. В отличие от норм морали, правовые нормы являются общеобязательными и регулируются государством. Основные функции права – это определение правил поведения, полезных для общества, и обеспечение их выполнения.
  • Образование. Задача этого института заключается в том, чтобы передавать подрастающим поколениям накопленный опыт, знания и навыки, необходимые для продуктивной работы. К функциям образования относятся адаптация молодых людей к будущей самостоятельной жизни информирование у них профессиональных навыков, социализация.
  • Наука. Задача этого института заключается в том, чтобы добывать объективные знания, накапливать и интерпретировать их. К функциям науки относятся познание мира, определение взглядов на мир, интерпретация знаний, интеллектуальное и техническое развитие.
  • Церковь. Этот институт формируется на основе веры. К функциям церкви относятся формирование мировоззрения, объединение верующих, выработка моральных и нравственных норм.
  • СМИ. Это институт, обеспечивающий публичную передачу информации с помощью доступных технических средств. Функции СМИ включают сбор, анализ, упорядочивание и распространение информации.

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

Структура социального института

Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

  • нормы поведения;
  • специфические символы (герб государства, обручальное кольцо, иконы и прочее);
  • кодексы поведения (правила, предписания, запреты, законы);
  • материальные атрибуты (жилье семьи, территория государства, здание школы);
  • ценности и моральные нормы (любовь в семье, поклонение в религии, уважение и подчинение в государстве).

Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

  • наличие специальных учреждений, поддерживающих функционирование данных институтов (загсы, школы, вузы, церкви);
  • наличие материальных ресурсов, позволяющих институтам полноценно решать свои задачи;
  • наличие норм, предписаний и запретов, задающих правила поведения граждан;
  • наличие системы ценностей;
  • использование метода «кнута и пряника» для того, чтобы мотивировать людей придерживаться правил института и разделять его ценности;
  • наличие культурных символов, атрибутов и ритуалов.

Функции социальных институтов

С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

  1. Воспроизводство. Эту функцию выполняет в первую очередь семья, но задействованы также государство, медицина и прочие институты.
  2. Социализация. За данную функцию отвечают преимущественно семья, образование и религия.
  3. Обеспечение материальными благами. Данную функцию выполняют в первую очередь государство и экономические институты (рынок, частная собственность).
  4. Управление и контроль. Данная функция осуществляется государством, правом и, реже, религией.
  5. Воспроизводственная функция. Подразумевает обеспечение устойчивости и соблюдения правил, продиктованных институтом (к примеру, семья должны быть устойчивой, а возможность её распада – ограниченной).
  6. Регулятивная функция. Связана с регулированием отношений между людьми в рамках определенной сферы взаимодействия. Это обеспечивает предсказуемость требований и поведения людей.
  7. Интегративная функция. Обеспечивает сплоченность и взаимную ответственность людей, связанных между собой определенными отношениями.
  8. Транслирующая функция. Обеспечивает сохранение правил при смене поколений людей, представляющих определенный институт. Для её выполнения каждый институт предусматривает механизмы приобщения к его нормам.
  9. Коммуникативная функция. Обеспечивает распространение информации. Данная функция имеет особую важность для СМИ и науки.
Читайте также:  Параметрическими называются стабилизаторы у которых

Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

Классификация социальных институтов

Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

  • главные (удовлетворяющие базовые потребности);
  • второстепенные (обеспечивающие деятельность главных институтов).

Классификация по сложности:

  • простые (самостоятельные институты без сложной внутренней структуры);
  • сложные (составные системы, в структуру которых входят другие институты).

Классификация по сфере деятельности:

  • семейные (семья, брак);
  • политические (государство, президентство, парламентаризм);
  • экономические (рынок, банки, торговля);
  • нормативные (право, суд);
  • религиозные (церковь, религия, секта);
  • социально-культурные (искусство, наука, образование).

Классификация по наличию нормативной базы:

  • Формальные. Это институты, действующие в соответствии с четко прописанными правилами и подразумевающие санкции за несоблюдение правил (часто также поощрение за их соблюдение). Формальные институты защищены законом и контролируются государством.
  • Неформальные. В качестве распространенных примеров можно привести культуру, дружбу и гражданский брак. В рамках неформальных институтов также существуют определенные правила, но никакие официальные органы не следят за их соблюдением. Обязанности контроля за соблюдением данных правил возложены на общество.

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Источник

ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ

Функция(от лат. functio — исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в об­ществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, кото­рую он приносит обществу, иначе говоря, совокупность решаемых задач, до­стигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и основной функцией социальных институтов является удовлет­ворениеважнейших жизненных потребностейобщества, т.е. того, без чего об­щества не будет как такового. Оно не может существовать, если не будет по­стоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства про­питания, жить в мире и порядке, приобретать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализациилюдей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универ­сальных функций, т.е. общих для всех институтов, можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, ре­гулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции 38 .

36 Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. Indianapolis, 1991. P. 54—55. ■» Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, 1993. ,к ФроловС.С. Указ. соч. С. 130-132.

Наряду с универсальными существуют специфические функции, т.е. такие, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), до­бывание средств существования (производство), наведение порядка в обще­стве (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов обществен­ного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государ­ства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Институты церк­ви и религии поддерживают и развивают культуру. Комбинация универсаль­ных и специфических функций дает схему, представленную табл. 8.

В каждом социальном институте можно выделить ряд подфункций, кото­рые он выполняет и которых может не быть у других институтов. К приме­ру, в институте семьи ученые обнаружили функцию сексуального регулиро­вания, репродуктивную функцию, функцию социализации, функцию эмо­ционального удовлетворения, а также статусную, защитную и экономическую функции 39 .

Читайте также:  Лучшие электрические стабилизаторы для смартфона

Рис. 38. В племенах с полигинией по нескольку жен имеет лишь небольшое число мужчин,

как правило, самых богатых

Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции могут специ­ализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют институты семьи, церкви, образования,

39 Фролов С.С. Указ. соч. С. 141-143.

государства. В то же время институт семьи реализует такие функции, как вос­производство человека, воспитание и социализация, удовлетворение в интим­ной близости и др. Функции, осуществлявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выпол­нял более пяти-семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отды­ха — специальный институт рекреации. Даже функцию удовлетворения сек­суальных потребностей с ней разделяет институт проституции. А функцию до­бывания средств существования, чем во времена охотников и собирателей за­нималась исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.

Таблица 8 Типы социальных институтов и их функции

Функция Типы институтов
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) Брачно-семейные, культурные, образовательные
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов Экономические
Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов) Политические, правовые, культурные
Регулирование использования власти и доступа к ней Политические
Коммуникация между членами общества Культурные, образовательные
Защита членов общества от физической опасности Военные, правовые, коерсивные 40 , медицинские

Источник: Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 127.

На заре своего возникновения государство выполняло узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. По мере усложнения общества усложнялось и госу­дарство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступнос­тью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечени­ем и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохра­нение, науку, образование и т.д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных норма­тивов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономи­ческой деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (монастырские библиотеки, религиоз­ные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечитель­ством и филантропией (помощь нуждающимся).

40 Обобщенное название полицейских сил, судебной и пенитенциарной системы (от англ. coercion — принуждение, подавление).

Выполняемые институтами функции изменяются со временем.Часть из них исчезает, часть перемешается к другим институтам, часть уменьшает­ся или увеличивается в объеме. Раньше среди основных задач церкви были образование и социальная помощь нуждающимся. Но современное государ­ство создало разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу. Однако церковь продолжает заниматься образованием и социаль­ной работой 41 .

К функциям семьиотносят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного инструктирования и руководства, рекреации, вос­производства и эмоциональной поддержки. В разных культурах функции се­мьи различались. Приведем примеры из примитивных обществ.

Контроль воспроизводства. В одних племенах биологическому отцу не да­валось никакого социального статуса, в других биологическим отцом был

один человек, а социальным — другой. Число разрешенных супругов. Полига­мия означает множество супругов и включает полиандрию (однаженщина и несколько мужчин), полигинию (один мужчина и несколько женщин), груп­повой брак (несколько женщин и не­сколько мужчин). Полиандрия встречалась в 31 из 475 изученных племен, полигиния — в 378, моногамия — в 66. Но в племенах с полигинией по не­скольку жен имело лишь небольшое число мужчин в племени, как правило, самых богатых 42 .

Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов, в 23% — только по желанию мужа. Ни одного случая развода по инициативе жены не обнаружено.

Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак внут­ри своей группы, но не разрешает жениться близким родственникам. Экзо­гамия означает выбор супруга вне своей группы. Брак между близкими род­ственниками запрещен.

Передача статуса и собственности. Линия родства ведется как по мате­ри, так и по отцу. Материальная и патернальная системы существуют также в передаче собственности.

Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие статусы. Это свойственно для 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен 43 .

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Кпримеру, функция (задача) института образова­ния — вести подготовку всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон пло­хо, то общество не получит ни развитых индивидов, ни высококвалифици­рованных специалистов. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, диле­тантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.

42 ^ erna rd J., Thompson L.F. Op. cit. P. 126.

43 bolsom J.K. The Family. N.Y., 1934. Chap. 2.

Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 135; Folsom J.K. Op. cit. Chap. 2.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рас­цениваться как дисфункциональная, если институт работает не на сохранение общества, а на его разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности соци­альных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.

Читайте также:  Ибп с функцией стабилизатора

К примеру, в конце 1960-х гг. СССР выпускал специалистов с высшим образованием надушу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США обсуждался вопрос о вызове, брошенном миру со­ветской системой образования. Американцы срочно разработали ряд прак­тических мероприятий по совершен­ствованию системы образования. Но в 1970—1990-е гг. отечественная система образования изменялась слишком мед­ленно. Возник разрыв между теорети­ ческой подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников; на предприятиях с передовой техно­логией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем обо­рудовании, знаний было излишне много.

В конце 1980-х гг. в стране началась перестройка, общество повернуло к ры­ночным отношениям. В связи с этим открылся новый недостаток образования: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в об­ласти рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психоло­гии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Национальная экономика недополучила сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить социальный и нравственный ущерб, поскольку те, кто воспитан на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обсто­ятельства. Урон от неверной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

Из этого можно сделать вывод, что нормальное функционирование соци­альных институтов — благо для общества, а неправильное — огромное зло. Школа и вуз ставят перед учащимися многочисленные задачи, включая ус­воение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основ­ными навыками. Но список задач всегда возглавляет умение мыслить. Учитель в школе и преподаватель в вузе обязаны обучить ему молодое поколение. Одна­ко хотя развитие мышления занимает важное место в школьных и вузовских программах, творческому мышлению, по мнению российских и американских специалистов, целенаправленно никто не обучает. Это подтверждается рядом исследований, основанных на наблюдении учебной деятельности в классе. Ав­тор книги «Место, называемое школой» (1983) Дж. Гудлэд пришел к выводу, что учителя редко помогают своим подопечным устанавливать связь между факта­ми и идеями. Он отметил: лишь 1 % объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Наблюдение Гудлэда совпадает с данными десятков других исследований.

Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства педагогов научить умению аналитически мыслить. Тестирова-

ние академических способностей, проводившееся в США с 1963 по 1993 г., показало, что за 30 лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизи­лись логическое мышление и умение применять знания 44 .

Если институт работает, как положено, то плюсов у него намного больше, чем минусов. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. Какую полезную фун­кцию осуществляли, например, концентрационные лагеря фашистов? Их сле­дует считать дисфункциональными, т.е. вредными формами институтов.

Еще в 1980-е гг. в России начали говорить о кризисе института семьи. Кон­кретно он выражается в резком росте разводов, неправильном распределе­нии ролей между мужем и женой, неэф­фективной социализации детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. Негативные последствия для общества нетрудно представить.

Крупные общественные потрясения, например войны, революции, экономический и политический кризисы, мо­гут привести к нарушению деятельности, сбоям и дисфункциям одного или нескольких институтов, таких, как правительство, парламент, производство, собственность, школа, религия и т.д. Подобное произошло после Октябрь­ской революции в России 1917г.

Сделаем вывод:у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Понятие социальной функции, как и культурной, многогранно. Иногда оченьтрудно провести разграничительную линию между функцией и дисфун­кцией. К примеру, функции шамана в традиционном обществе —руководить сельскохозяйственными работами, судить сорящихся, лечить больных, пред­сказывать погоду и т.п. Они доказывают его нужность обществу. Просвещен­ные европейцы, переселившиеся в Австралию, сочли шаманов пережитком, т.е. дисфункцией, и решили заменить их врачами — специалистами с медицин­скими дипломами, чуждыми суеверий и предрассудков. Предполагалось, что они к тому же будут выполнять просветительскую функцию. Окажется ли подобная замена «функционально эквивалентной»? Вряд ли. Во-первых, ев­ропейский врач выполняет меньше функций, чем австралийский шаман. Во-вторых, аборигены верят, что болезнь вызывается нечистой силой и для лече­ния надо вступить с ней в контакт и победить ее, чем и занимается шаман. Если просвещенный врач не может делать того же, то лечиться к нему никто не пойдет. Стало быть, замена окажется неэквивалентной. Для врача места и роли в традиционном обществе нет. Об этом европейской администрации, осуще­ствляющей руководство местным населением, должен сообщить, конечно, этнограф. Правда, есть примеры, опровергающие этот подход. В частности, А. Швейцер, обученный современным медицинским знаниям, сумел завоевать доверие аборигенов в глухих дебрях Африки.

лплиас А. Как научить ребенка мыслить// Перспективы гуманитарного образования в средней шко­ле. 1992. С. 47-63.

Источник