Меню

Генератор зил 130 мощность



Генератор ЗИЛ-130

Генератор ( рис. 63) переменного тока представляет собой трехфазную 12-полюсную синхронную электрическую машину с блоком выпрямительных кремниевых диодов, с проточной вентиляцией.

Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода на корпус („массу»). Ошибочное включение на корпус положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя диодов генератора и регулятора напряжения.

„ + » для соединения с аккумуляторной батареей и с нагрузкой;

„Ш» для соединения с выводом „Ш» регулятора напряжения;

„ -» для соединения с корпусом регулятора напряжения и корпусом автомобиля.

В процессе эксплуатации подшипники генератора не требуют смазки. Смазка заложена в герметизированные подшипники с учетом всего срока службы генератора до капитального ремонта.

Генератор двумя лапами крепится с помощью кронштейнов к нижней крышке компрессора, третьей лапой — к натяжной планке. Натяжение ремня производится перемещением генератора при помощи натяжной планки. Для обеспечения надежной и безотказной работы генератор нужно содержать в чистоте.

Перед выездом следует проверять генератор по показанию амперметра. При работе двигателя со средней частотой вращения генератор должен давать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока не свидетельствует о неисправности генератора.

В сроки, указанные в разделе „Техническое обслуживание автомобиля», надо проверять:

— затяжку болтов крепления генератора и при необходимости подтягивать их;

— натяжение приводного ремня; если требуется, регулировать его;

— надежность присоединения проводов к генератору, регулятору напряжения и аккумуляторной батарее.

— В целях увеличения срока работы генератора:

1. Нельзя отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе во избежание повреждений диодов генератора и полупроводниковых приборов регулятора напряжения.

2. Нельзя, даже кратковременно, включать в сеть аккумуляторную батарею, соединяя вывод „ + » генератора с отрицательным выводом аккумуляторной батареи.

3. Нельзя замыкать между собой выводы „ + » и „Ш» генератора.

4. При присоединении проводов к выводам генератора и подтягивании гаек на его зажимах необходимо предварительно отсоединить аккумуляторную батарею.

5. Исправная работа генератора и регулятора напряжения может быть обеспечена только при условии хорошего контакта в цепи между корпусами.

6. Присоединить провода к генератору и регулятору напряжения следует в строгом соответствии с маркировкой, имеющейся на этих изделиях.

При сварочных работах на автомобиле во избежание повреждения выпрямительных диодов генератора и полупроводниковых приборов регулятора напряжения необходимо располагать место заземления сварочного агрегата в непосредственной близости от места сварки.

При техническом обслуживании после 25000 км пробега дополнительно надо:

— продуть генератор для удаления пыли;

— подтянуть стяжные шпильки и гайку шкива генератора;

— проверить работу щеточного узла. Для этого надо отвернуть два болта крепления щеткодержателя в крышке, вынуть щеткодержатель и убедиться, что щетки свободно перемещаются и хорошо прилегают к контактным кольцам. При износе щеток до 8 мм их следует заменить.

После проверки или замены щеток необходимо тщательно затянуть болты крепления щеткодержателя во избежание ослабления штепсельного соединения вывода „Ш».

При закреплении генератора на двигателе (если генератор снимался с двигателя) нужно учитывать, что задний кронштейн генератора имеет овальные прорези под болты, крепящие кронштейн к основанию воздушного компрессора. Вследствие этого кронштейны могут быть притянуты к лапам крышек генератора без зазора. Рекомендуется при установке генератора перед затяжкой болтов крепления генератора к кронштейнам ослабить болты заднего кронштейна, затянуть сначала болты крепления генератора, а затем болты заднего кронштейна.

Перед снятием крышки со стороны колец необходимо во избежание поломки щеток вывернуть болты крепления щеткодержателя и снять его вместе со щетками.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверку блока производят на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора. Выпрямительный блок проверяют от аккумуляторной батареи, подключаемой к его выводам через контрольную лампу.

При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине выпрямительного блока надо присоединить провод аккумуляторной батареи, а второй провод через контрольную лампу поочередно подсоединять к выводам диодов на выпрямительном блоке.

Читайте также:  Спектр плотности мощности частоты

При проверке минусовых диодов к минусовой шине выпрямительного блока подсоединить провод аккумуляторной батареи, после чего нужно произвести такие же операции, как и при проверке плюсовых диодов.

Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только в одном направлении, и, следовательно, контрольная лампа должна гореть только при включении диодов в проводящем направлении для каждого типа диодов выпрямительного блока. Если контрольная лампа горит при включении ее в обоих направлениях, т. е. в проводящем и непроводящем, то диод блока непригоден из-за наличия в нем короткого замыкания. Если контрольная лампа не горит в проводящих направлениях, то диоды выпрямительного блока неисправны. При обнаружении неисправности диодов выпрямительный блок нужно заменить.

Нельзя проверять выпрямительный блок:

— от источника постоянного тока напряжением более 12 В;

— от источника переменного тока;

— без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком.

Техническая характеристика генератора

Номинальное напряжение, В — 14

Начальная частота вращения обмотки возбуждения, при которой достигается напряжение 12,5 В, об/мин, не более:

при силе тока нагрузки, равной нулю — 900

при силе тока нагрузки, равной 40 А — 2000

Сила тока нагрузки генератора при частоте вращения
обмотки возбуждения 5000 об/мин и напряжении
12,5 В, А — 40±5

Иллюстрации к разделу

Рис. 63. Генератор

1, 4 — шарикоподшипники; 2 — щеткодержатель; 3 -статор; 5 — шкив; 6 — вентилятор; 7, 9 — крышки; 8 — ротор; 10 — выпрямительный блок

Рис. 64. Схема соединения генератора с регулятором напряжения

1 — генератор; 2 — амперметр; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — выключатель зажигания; 5-регулятор напряжения; I- к катушке зажигания; II — к нагрузке

Источник

Генератор зил 130 мощность

ГЕНЕРАТОР АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Техническая характеристика генератора приведена ниже.

Максимальная сила тока, А . 60

Номинальное напряжение, В . . 11

Начальная частота вращения ротора, при которой достигается напряжение 12,5 В, об/мин (не более):

при силе тока нагрузки, равной нулю. 900

то же, при 40 А. 2000

Генератор переменного тока (рис. 65) представляет собой трехфазную 12-полюсную синхронную электрическую машину с блоком выпрямительных кремниевых диодов н проточной вентиляцией.

Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода на корпус (массу). Ошибочное включение на корпус положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя диодов генератора и регулятора напряжения.

На генераторе имеются следующие выводы:

«+» для соединения с аккумуляторной батареей и с нагрузкой;

Ш — для соединения с выводом Ш регулятора напряжения; «—» для соединения с корпусом регулятора напряжения.

В процессе эксплуатации подшипники генератора не требуют смазывания. Смазочный материал заложен в герметизированные подшипники с учетом всего срока службы генератора до капитального ремонта.

Генератор двумя лапами крепится к кронштейнам двигателя, а третьей лапой — к натяжной планке. Натяжение ремня производится перемещением генератора при помощи натяжной планки. Для обеспечения надежной и безотказной работы генератор нужно содержать в чистоте.

Перед выездом следует проверять исправность генератора по показанию амперметра. При работе двигателя со средней частотой вращения коленчатого вала генератор должен давать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока не свидетельствует о неисправности генератора.

В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», надо проверять:

затяжку болтов крепления генератора и при необходимости подтягивать их;

натяжение приводного ремня; если требуется, регулировать его; надежность присоединения проводов к генератору, регулятору напряжения и аккумуляторной батарее.

При техническом обслуживании (ТО-2) через каждые 50000 км пробега дополнительно надо:

продуть генератор для удаления пыли; подтянуть стяжные шпильки и гайку шкива генератора; проверить состояние щеточного узла. Для этого следует отвернуть два винта крепления щеткодержателя к крышке, вынуть щеткодержатель и убедиться, что щетки свободно перемещаются и хорошо прилегают к контактным кольцам. При износе щеток до 8 мм их следует заменить.

После проверки или замены щеток необходимо тщательно затянуть винты крепления щеткодержателя.

Читайте также:  Физика 7 класс контрольная работа по теме работа мощность энергия ответы

Рекомендуется при установке генератора перед затяжкой болтов крепления генератора к кронштейнам ослабить болты заднего кронштейна, затянуть сначала болты крепления генератора, а затем болты заднего кронштейна.

Ремонт, разборка и сборка генератора должны проводиться в специальной мастерской, располагающей всеми необходимыми приборами и инструментами, а также квалифицированным персоналом.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Блок проверяют на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора. Выпрямительный блок проверяют от аккумуляторной батареи, подключаемой к его выводам через контрольную лампу. При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине выпрямительного блока надо присоединить провод аккумуляторной батареи, а второй провод через контрольную лампу поочередно подсоединять к выводам диодов на выпрямительном блоке.

При проверке минусовых диодов к минусовой шине выпрямительного блока следует подсоединить провод аккумуляторной батареи, после чего нужно проделать такие же операции, как и при проверке плюсовых диодов.

Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только в одном направлении, и, следовательно, контрольная лампа должна загораться только при включении диодов в проводящем направлении для каждого типа диодов выпрямительного блока. Если контрольная лампа горит при включении ее в обоих направлениях, т. е. в проводящем и непроводящем, то диод блока непригоден из-за наличия в нем короткого замыкания. Если контрольная лампа не горит в проводящем направлении, то диоды выпрямительного блока неисправны. При обнаружении неисправности диодов выпрямительный блок нужно заменить.

Запрещается проверка выпрямительною блока: от источника постоянного тока напряжением более 12 В; от источника переменного тока;

без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрями тельным блоком.

Генератор рекомендуется разбирать в следующем порядке.

1. Снять щеткодержатель, отвернув два винта крепления.

2. Снять крышку подшипника со стороны контактных колец и вынуть резиновое уплотнительное кольцо.

3. Вывернуть стяжные шпильки.

4. Снять крышку генератора со стороны контактных колец вместе со статором, используя съемник.

5. Отсоединить фазные обмотки статора от выводов выпрямительного блока, снять статор, блок и кожух.

6. Отвернуть гайку крепления шкива и снять шкив, используя съемник.

7. Сиять вентилятор и втулку.

8. Снять крышку со стороны привода, применяя съемник.

9. Отвернуть нетыре винта и выпрессовать шарикоподшипник из гнезда крышки со стороны привода.

10. Порядок операций при сборке — обратный.

Рис. 65. Генератор:
1 и 4 — шарикоподшипники;
2 —щеткодержатель; 3 — статор;
5 — шкив; 6 — вентилятор; 7 — крышка со стороны привода;
8 — ротор; 9 — крышка со стороны контактных колец; 10 —
выпрямительный блок

Источник

Схема подключения генератора ЗИЛ 130

Приводимый в действие с помощью ременной передачи, генератор автомобиля ЗИЛ-130 снабжает электроэнергией все установленное на грузовике электрооборудование. Эффективность работы этого узла зависит не только от исправности отдельных деталей, но и от правильности подключения к бортовой сети. Ошибки, допущенные при подсоединении электропроводки, становятся причиной возникновения серьезных неисправностей.

Варианты исполнения генератора автомобиля ЗИЛ-130

Машины ранних годов выпуска комплектовались генераторами Г-130 постоянного тока. Но подобные устройства имеют ряд серьезных недостатков:

  • Низкий КПД, вынуждающий увеличивать размеры агрегатов для достижения необходимой мощности.
  • Необходимость в регулярном обслуживании.
  • Низкий эксплуатационный ресурс.

В настоящее время такое оборудование не используется и представляет интерес разве что для автомобильных реставраторов. Поэтому схема подключения генератора устаревшего образца в данной статье не рассматривается.

В начале шестидесятых годов XX века промышленность освоила производство диодных мостов, преобразовывающих переменный ток в постоянный (пульсирующий). Именно тогда машины стали оснащать более легкими и компактными генераторными установками переменного тока. Для автомобиля ЗИЛ-130 был спроектирован генератор Г-250-Б1, подключаемый через отдельно устанавливаемый регулятор напряжения. Конструктивно простой и надежный, позже он был заменен на более современные модификации.

Возможные проблемы и способы их решения

Многие считают интернет неисчерпаемым источником достоверной информации. Однако, это не так. Желающим узнать, как подключается генератор автомобиля ЗИЛ-130, поисковики выдают электрические схемы старого образца с устройствами постоянного тока. Возникает путаница. Постараемся избавить автовладельцев от ненужных проблем.

Читайте также:  Вентилятор охлаждения радиатора волга мощность

С момента появления устройств, вырабатывающих переменный ток, принципиальная схема подключения генератора ЗИЛ-130 не претерпевала изменений. Но проблема в том, что детали электрооборудования старого образца редко встречаются в продаже. Поэтому целесообразно заменить их на доступные комплектующие.

Некоторые специалисты предлагают использовать для этих целей хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации реле-регуляторы под маркировкой 121 3702, устанавливаемые на автомобили ВАЗ. Однако этот вариант имеет свои недостатки, основным из которых является необходимость внесения изменений в электрическую схему популярной модели грузовика.

Этого удается избежать, произведя подключение генератора ЗИЛ-130, оснащенного двухконтактным щеточным узлом, через аналогичное устройство, которым комплектуются некоторые модели ГАЗ. Оно имеет маркировку 13. 3702-01. В этом случае затраты на переоборудование минимальны, поскольку стоит деталь недорого, а электросхема остается без изменений. Выполнив ряд простых действий, вы повысите надежность и ремонтопригодность техники.

Последовательность действий

Подготовьтесь к работе. Чтобы выполнить подключение генератора автомобиля ЗИЛ-130 через реле-регулятор 13. 3702-01, вам потребуются:

  • Пять одноконтактных разъемов (мам). Желательно изолированных.
  • Три куска эластичного провода. Желательно, чтобы они различались цветом изоляции.
  • Рулон изоленты.
  • Клещи для обжима наконечников проводов или, как вариант, пассатижи.

Если все это есть в наличии, подсоединяем генератор автомобиля ЗИЛ-130, действуя в следующей последовательности:

  • Отмеряем куски проводов требуемой длины, оставив запас сантиметров 10 – 15. Проводка не должна быть натянута.
  • К разъему, устанавливаемому на плюсовую клемму щеточного узла, подсоединяем два провода, один из которых, с помощью «мамы» подсоединяем к реле-регулятору, а другой – к плюсовой клемме замка зажигания.
  • Последний кусок провода, закрепив на нем разъемы, используем для соединения второго контакта щеткодержателя с клеммой «Ш» (верхней) на реле-регуляторе.

Если вы не имеете необходимого опыта, целесообразно потренироваться, предварительно сняв детали с автомобиля. Но окончательное подключение генератора ЗИЛ-130 к бортовой сети нужно производить, установив комплектующие на штатные места. При этом рекомендуется защитить провода от механических повреждений:

  • Используя в качестве кабельканалов гофрированные трубки подходящего диаметра, изготовленные из термостойкого пластика.
  • Закрепив их на кузове и кронштейнах крепления генератора с помощью специальных зажимов или кабельных стяжек.

Это не потребует от вас значительных усилий.

Для наглядности схема подключения генератора ЗИЛ-130 к реле-регулятору 13. 3702-01 показана на рисунке №1.

12.jpg

Когда производится подключение генератора Г-250 с одноконтактным выводом, провод, идущий от клеммы «Ш», замыкается на массу. Одноконтактные и двухконтактные щеточные узлы взаимозаменяемы.

Зачем это нужно

Большинство проблем, возникающих при обслуживании электрооборудования автомобилей разных моделей и годов выпуска, связано с недостатком информации и отсутствием достоверных электрических схем. Приступая к ремонту, обязательно получите в свое распоряжение необходимую техническую документацию и убедитесь в том, что она соответствует вашей модели и комплектации транспортного средства. Этим вы застрахуете себя от ошибок при подключении генератора ЗИЛ-130.

Большинство проблем, возникающих при обслуживании электрооборудования автомобилей разных моделей и годов выпуска, связано с недостатком информации и отсутствием достоверных электрических схем. Приступая к ремонту, обязательно получите в свое распоряжение необходимую техническую документацию и убедитесь в том, что она соответствует вашей модели и комплектации транспортного средства. Этим вы застрахуете себя от ошибок при подключении генератора ЗИЛ-130.

  • Отсутствие сигнала контрольной лампы на панели приборов при включении зажигания.
  • Кипение электролита в аккумуляторной батарее, сопровождающегося появлением характерного запаха сероводорода. Это верный признак чрезмерного увеличения зарядного тока.
  • Быстрый разряд аккумулятора. Когда электрооборудование функционирует неправильно, он просто не восстанавливает свой потенциал.
  • Миганию или тусклому свечению ламп в приборах наружного и внутреннего освещения.

Если поломка случится в дороге, то знание того, как подключается генератор автомобиля ЗИЛ-130, позволит вам произвести ремонт самостоятельно, избежав многих ненужных проблем.

Не ленитесь учить матчасть. Потратьте немного времени на то, чтобы понять, как функционирует электрооборудование вашего грузовика, Умея устранять мелкие поломки, не прибегая к помощи сотрудников ремонтных мастерских, вы сэкономите немало сил и средств. А чтобы не наделать ошибок, имейте при себе схему подключения генератора ЗИЛ-130.

Источник