Меню

Фразеологизм учиться с большим напряжением



Фразеологизмы о школе, учебе, грамотности

Фразеологизмы - школа, учеба, грамотность (В. Маковский, В сельской школе)Автор: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку фразеологизмов по теме школы, учебы и грамотности .

В нее вошло порядка 50 фразеологизмов.

Они распределены по темам: школа и университет, учеба, умные и талантливые, учебный обиход, от и до, неспособные, неграмотность, самое простое. Приводятся значения фразеологизмов.

Фразеологизмы про школу и университет

  • Азы да буки (первоначальная грамота, начальное школьное обучение)
  • Азбучная истина (то, что всем хорошо известно, неоспоримо)
  • Как дважды два четыре (1. совершенно ясно, понятно; 2. абсолютно бесспорно (доказать что-либо))
  • Цифирное дело (арифметика, математика)
  • Пифагоровы штаны (шуточное название теоремы Пифагора, возникшее в силу того, что построенные на сторонах прямоугольника и расходящиеся в разные стороны квадраты напоминают покрой штанов)
  • Квадратура круга (что-либо неразрешимое; нечто вообще несуществующее)
  • Книга за семью печатями (что-либо совершенно непонятное, недоступное разумению)
  • Прописать ижицу (жестоко наказать, проучить кого-либо)
  • Со школьной скамьи (1. сразу же после окончания школы; 2. со времени обучения в школе)
  • На университетской скамье (во время обучения в университете)
  • С университетской скамьи (сразу же после окончания университета)
  • Учёный багаж (запас знаний, эрудиция)

Фразеологизмы про учебу

  • Грызть гранит науки (усердно изучать какую-либо науку)
  • Преподать урок (показывать на примере; поучать)
  • Вбивать в голову (часто повторяя одно и то же, заставлять запомнить, усвоить)
  • Вдалбливать в голову (стараться повторениями или разъяснениями довести что-либо до сознания кого-либо)
  • Без запинки (гладко, ровно (говорить, отвечать и т. п.))
  • Брать на буксир (помогать, передавая свои знания, опыт)
  • Метать бисер перед свиньями (напрасно говорить о чём-либо или доказывать что-нибудь тому, кто не способен или не хочет понять это)
  • Набираться ума-разума (умнеть, становиться рассудительным, умным)
  • Открывать Америку (высказывать банальные сведения о чём-либо, говорить о том, что всем и давно известно)
  • Ни пуха ни пера (пожелание кому-либо успеха, удачи в нелёгком или рискованном деле)

Фразеологизмы про умных и талантливых

  • Кладезь премудрости (сокровищница знаний, мыслей (о человеке))
  • Семи пядей во лбу (очень умный)
  • Книжный червь (о человеке умственного труда)
  • Ума палата (кто-либо очень умён)
  • Учёный муж (эрудит, разносторонне образованный человек)
  • Ходячая энциклопедия (о человеке, обладающем разносторонними знаниями, у которого всегда можно навести любую справку)
  • Ходячий университет (человек, у которого всегда можно узнать, спросить что-либо, поучиться чему-либо)
  • Синий чулок (женщина, лишённая женственности, обаяния и всецело поглощённая книжными, учёными интересами)
  • Властитель дум (человек, оказывающий сильное влияние на современников; выдающаяся личность, привлекающая к себе исключительное внимание своей деятельностью, идеями и т. п.)

Фразеологизмы из учебного обихода

  • Писаться с красной строки (новая строка в тексте должна писаться с отступа)
  • С большой буквы (настоящий, подлинный, превосходный, без изъянов)
  • Ставить запятую (озадачивать кого-либо, ставить в затруднительное положение)
  • Ставить знак равенства (считать одинаковым, равноценным)
  • Поставить точки над и (доводить начатое до логического конца, уточняя все подробности, ничего не оставляя невыясненным)
  • Ставить точку (полностью заканчивать что-либо)
  • Склонять во всех падежах (часто упоминать, осуждая, упрекая, критикуя и т. п.)
  • Приводить к общему знаменателю (уничтожать различия, уравнивать)
Читайте также:  Преобразователь напряжения 75в 220в

Фразеологизмы про от и до

  • Альфа и омега (1. начало и конец чего-либо; 2. самое главное, основное в чём-либо)
  • От аза до ижицы (от самого начала до самого конца)
  • От а до я (от самого начала до конца)
  • От корки до корки (от начала до конца, ничего не пропуская (прочитать, выучить и т. п.))
  • От доски до доски (полностью; с самого начала до конца, ничего не пропуская (прочитать, выучить))

Фразеологизмы про неспособных

  • Голова дырявая (о человеке с плохой памятью, рассеянном и забывчивом)
  • Профессор кислых щей (о самоуверенном глупце, выскочке)
  • Звёзд с неба не хватает (ничем не выделяется, средних способностей; посредственность)

Фразеологизмы про неграмотность

  • Аза не знать (быть неграмотным)
  • Писать собаку через ять (быть совершенно неграмотным)

Фразеологизмы про самое простое

  • С азбуки (с элементарного, простого; с самых основ (начинать делать что-либо))
  • С азов (с элементарного, простого; с самых основ (начинать делать что-либо))

Как видим, часть приведенных фразеологизмов имеют учебное происхождение, но неучебное значение, часть — наоборот, и лишь малая их часть имеют и учебное происхождение, и учебное значение.

Мне самому наиболее понравились фразеологизмы «грызть гранит науки» и «писать собаку через ять».

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Комментарии также всячески приветствуются!

Источник

Фразеологизмы и крылатые выражения

Примеры фразеологизмов, устойчивых выражений. Значение, смысл, происхождение.

Что такое фразеологизмы?

Фразеология — раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов. Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, или устойчивое выражение. Используется для называния предметов, признаков, действий. Оно представляет собой выражение, возникшее однажды, ставшее популярным и закрепившееся в речи людей. Выражение наделено образностью, может иметь переносный смысл. Со временем выражение может принять в обиходе широкий смысл, частично включающий изначальное значение или вовсе исключающий его.

Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Входящие в фразеологизм слова по отдельности не передают смысла всего выражения. Фразеологизмы могут быть синонимичны (на краю света, куда ворон костей не заносил) и антонимичны (возносить до небес — втаптывать в грязь). Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизмы отражают человека и его деятельность: труд (золотые руки, валять дурака), отношения в обществе (закадычный друг, вставлять палки в колёса), личные качества (задирать нос, кислая мина) и т.д. Фразеологизмы делают высказывание выразительным, создают образность. Устойчивые выражения используются в художественных произведениях, в публицистике, в бытовой речи. Устойчивые выражения называют иначе идиомами. Много идиом в других языках — английском, японском, китайском, французском.

Чтобы наглядно увидеть использование фразеологизмов, обратитесь на странице ниже к их списку или примерам предложений с фразеологизмами.

Читайте также:  Напряжение ввб ниссан лиф

Список фразеологизмов

На этой странице собраны примеры фразеологизмов, образных выражений и метких слов русского языка. Примеры фразеологизмов отсортированы в алфавитном порядке и сгруппированы по буквам алфавита. Всего 1840 фразеологизмов и крылатых выражений. Воспользуйтесь навигацией или тематическими подборками для быстрого перехода к нужному выражению.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Я

Источник

План работы с фразеологизмами в 4-м классе

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,

соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа

в одно историческое целое.

Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи, Хочется уделить внимание этой теме по причине низкого уровня речевой культуры детей. Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств.

В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых фразеологизмов, но и на умение использовать их в своей речи.

Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках родного языка не нашла ещё должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками, очень мало соответствующих статей и пособий. Ознакомление младших школьников с устойчивыми сочетаниями происходит практическим путём в процессе работы над упражнениями и текстами на уроках русского языка и литературного чтения.

Поэтому я бы хотела предложить мною составленный план работы с фразеологизмами.

  1. Предложить ученикам для запоминания определенный фразеологический минимум. Фразеологизмы записаны в два столбика.( сами фразеологизмы и их значения)
  2. По ходу объяснения новых фразеологизмов учитель сам должен придумывать ситуацию на каждый фразеологизм.
  3. Ученики, поняв смысл и ситуацию, в которой можно употребить этот фразеологизм сами предлагают ситуации использования данного фразеологизма в конкретной ситуации.
  4. Предложить ученикам листы с фразеологизмами для заполнения второго столбика, столбика-значения фразеологизма.
  5. Читать предложение, из которого учащиеся выбирают и называют фразеологизм.
  6. После прохождения определенного кол-ва фразеологизмов учителем предлагается связанный текст, в котором после каждого фразеологизма пропущено некоторое место. На этот пропуск учащиеся должны вписать значение фразеологизма.
  7. Читать учителем начало фразеологизма, учащиеся говорят его продолжение.
  8. Ситуацию можно усложнить, предложив учащимся два столбика фразеологизмов. Они же должны соединить близкие ( или противоположные) по значению фразеологизмы (фразеологизмы- синонимы). Лично я добавила и те фразеологизмы, которые не давались ученикам в общем списке фразеологизмов. Они сами должны были понять смысл не пройденного фразеологизма.
  9. Провести самостоятельную работу, в которой в различной форме даны задания, с помощью которых можно выявить уровень знания фразеологизмов учащимися.
  10. Согласно этому плану предлагаю Вам материал для работы над этой темой.

Учени__ 4 класса _______________

Учени__ 4 класса _______________

4) Учени__ 4 класса _______________

Замените фразеологизмы подходящими выражениями.

Наташа целый день била баклуши (. ). Ее не брало за сердце (. ), что у нее по математике будет в четверти “два”. Она всегда говорила что ей никогда не понять эту математику. Битый час (. ) она сидела перед раскрытой книгой. Она смогла лишь решить пару примеров. И только она закрыть книгу, как увидела в окне одноклассницу. Она жила бок о бок (. ), в соседнем доме. Мама держала Лену в ежовых рукавицах (. ). В два счета (. ). Наташа выбежала на улицу. Она показала тетрадь подружке. Та посмотрела и сказала: “Хватит витать в облаках!(. ) Ты написала все вверх тормашкам (. ) ”. Они вместе пошли к Лене домой. Битый час (. ), в поте лица (. ) Лена объясняла Наташе правило умножения в столбик. Но так и ни разу Лена не бросила камень в Наташу (. ). После того, как Лена объяснила новую тему, Наташа в два счета (. ) решила сразу шесть примеров. После занятий Лена сказала: “Не будь белой вороной в классе (. ), это бабушкины сказки (. ) что ты никогда не сможешь понять математику”. Старайся, у тебя все получится!

Делить шкуру …….. и т.д.

Душа в душу у черта на куличках
Рукой подать спустя рукава.
В поте лица как кошка с собакой

Найти фразеологизмы-синонимы, соедините их линиями

В поте лица Птица высокого полета
Сложа руки Как с неба свалился
Как снег на голову От всей души
Буря в стакане воды Считать ворон
Положа руку на сердце Как сельди в бочке
Человек с большой буквы Засучив рукава
Летит стрелой Много шума из ничего
Как огурцы в банке Мчится сломя голову

А) Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением.

Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.

Б) Найди в тексте фразеологизмы и подчеркни их.

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним — не разлей вода! У Саши золотые руки — он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

Источник