Меню

Электрический регулятор для трансформатора



Особенности и управление зарядным устройством с регулировкой по первичной обмотке трансформатора

В обычных условиях автомобильный аккумулятор заряжается при движении автомобиля. Но если машина долго стоит в гараже, то аккумуляторная батарея разряжается.

Для ее зарядки нужна зарядка для аккумуляторов с регулировкой зарядного тока. Один из вариантов этих приборов – зарядное устройство с регулировкой по первичной обмотке трансформатора.

Управление трансформатором по первичной обмотке

Скорость заряда аккумулятора зависит от тока, протекающего через него, но слишком быстрый заряд приводит к перегреву аппарата и выходу его из строя. Поэтому для зарядки аккумуляторных батарей используются устройства с регулировкой выходных параметров.

Зарядное устройство с регулировкой по первичной обмотке трансформатора схема

Особенности регуляторов для первички трансформаторов

Ток зарядки батареи составляет 10% ее емкости. Это значит, что аккумулятор с емкостью 60Ач заряжается током не более 6А. Напряжение заряда при работе автомобиля 14,5В. Учитывая необходимый запас, зарядное устройства должно быть способно выдать 10А при напряжении 16В.

Запас напряжения необходим для регулировки и ограничения зарядного тока.

В разных моделях аппаратов она производится разными способами:

  • Добавочными сопротивлениями. Включаются после диодного моста. Самая простая конструкция, но имеющая самые большие размеры.
  • Транзисторами. Высокая точность регулировки, но самая сложная схема, требующая хорошего охлаждения силовых транзисторов.
  • Тиристорное управление. Простые схемы. Регулировка осуществляется тиристорным ключем в цепи первичной обмотки или тиристорами, установленными вместо диодов в выпрямительный мост.

Зарядное устройство с регулировкой по первичной обмотке трансформатора подробная схема

Схема и назначение тиристорного регулятора напряжения для трансформатора

Ток, протекающий при зарядке через аккумуляторную батарею, определяется внутренним сопротивлением аккумулятора, его ЭДС и напряжением на выходе зарядного устройства. Для его изменения, кроме других способов, можно регулировать напряжение на первичной обмотке. Самый удобный способ – использование тиристорного регулятора.

Модели для зарядки аккумуляторов

Зарядные устройства делятся на три группы:

  • Пусковые. Предназначены для запуска двигателя при разряженном аккумуляторе. Использовать для зарядки батареи не рекомендуется – недостаточное напряжение и отсутствие регулировок.
  • Зарядные. Предназначены для заряда аккумуляторов. Имеют ручную или автоматическую регулировку.
  • Пуско-зарядные. Могут выполнять обе функции.

Зарядное устройство с регулировкой по первичной обмотке понижающего трансформатора Т1

Принцип действия тиристорного регулятора

Тиристор имеет два состояния – открытый, в котором он пропускает электрический ток и закрытый. Открывается этот элемент при протекании тока через управляющий электрод и остается открытым, пока через тиристор идет ток.
Переменное напряжение в сети имеет синусоидальную форму. Тиристор, включенный в цепи нагрузки, открывается в определенный момент полуволны. Это называется “угол открытия”. В результате этого через электроприбор ток протекает не все время, а только после перехода элемента в открытое состояние. Это меняет действующее значение напряжения на нагрузке.

Важно! Вольтметр измеряет действующее значение. Для надежной работы допустимое напряжение тиристоров должно соответствовать максимальному напряжению, которое больше в 1,4 раз. Для бытовой сети это 308В.

Читайте также:  Мото регулятор печки приора

схема тиристорного регулятора

Разновидности и технические характеристики тиристорного регулятора

Из-за того, что тиристор пропускает через себя напряжение только одной полярности, его нелзя использовать для управления трансформатором без дополнительных элементов:

    Включить тиристор в диодный мост из 4 диодов на вывода “+” и “-“. Вывода “

” подключаются в разрыв цепи вместо выключателя или последовательно с ним. Диодный мост выпрямляет напряжение и на тиристор подается питание только одной полярности.

  • Использовать два тиристора, включенные встречно-параллельно и для управления через переменный резистор соединяются управляющие вывода. Каждый из элементов открывается при своей полярности, а оба вместе управляют напряжением на нагрузке.
  • тиристорный регулятор

    Открытие тиристора происходит при прохождении тока больше определенной величины и есть два способа управления углом открывания:

    • Переменным сопротивлением, включенным между анодом и управляющим электродом. В течении первой половины полуволны напряжение и ток управления растут и при достижении его определенной величины, зависящей от марки элемента. Недостаток этой схемы в ограниченном диапазоне регулировки 110-220В, но этого достаточно для управления трансформатором зарядного устройства.
    • Управление импульсами, которые подает отдельная схема на управляющий электрод в определенный момент полуволны синусоиды.
      Допустимый ток и напряжение тиристорного регулятора зависят в первую очередь от установленных тиристоров. Самые распространенные – тиристоры серии КУ 202, но в некоторых случаях допускается применение других элементов:
    • КУ 202Н – 400В, 30А. Крепятся на резьбе М6. При регулировке первичной обмотки, ток которой менее 1А, используются без радиаторов.
    • КУ 201л – 300В, 30А, крепление- резьба М6. Допускается использовать в первичной обмотке.
    • КУ 201а – 25В, 30А, крепление – резьба М6. Можно использовать только с радиаторами при регулировке после трансформатора.
    • КУ 101г – 80В, 1А. Похож на транзистор. В силовых цепях зарядных устройствах не используются, только в схемах управления.
    • КУ 104а – 6В, 3А. Так же в силовых цепях не применяются.

    тиристорный регулятор ТС122

    Что представляет собой симистор

    У тиристора есть недостаток, усложняющий его применение в сети переменного тока – он пропускает через себя только одну полуволну и на выходе вместо переменного напряжения получается постоянное пульсирующее. Поэтому эти приборы используются парами или вместе с диодным мостом. От этого недостатка свободен симистор.

    Симистор внешне похож на тиристор. Также, как и тиристор, он открывается импульсом тока, протекающего через управляющий электрод, но этот прибор пропускает через себя обе полуволны и способен работать в сети переменного тока.

    Читайте также:  Настройка регулятора холостого хода ваз

    Принципиальная схема симисторного регулятора тока для активной и индуктивной нагрузки
    Устройство симисторного регулятора аналогично тиристорному. Отличие в том, что симистор управляет обоими полярностями и поэтому нет необходимости использовать диодный мост или встречно-параллельное включение элементов.

    Кроме того, для симистора не имеет значение полярность управляющего напряжения, что позволяет упростить схему импульсного управления.

    Совет! Для регулировки симистором можно использовать диммер от лампы накаливания. Для этого он включается между анодом и управляющим электродом силового симистора.

    Симистор

    Другие простые варианты регулировки напряжения в первичке

    Кроме тиристорных и симисторных регуляторов есть другие способы управления зарядным током в первичной обмотке трансформатора:

    • Переключением выводов первичной обмотки. Недостаток в том, что эти вывода необходимо делать при намотке катушек.
    • Подключением зарядного аппарата после ЛАТРА (лабораторного автотрансформатора). Его мощность должна быть не менее 160Вт.
    • Переменным сопротивлением, подключаемым последовательно с трансформатором. Его параметры приблизительно 50-100Ом, мощностью 50Вт и зависят от конкретного зарядного.

    Несмотря на появление современных зарядных устройств, аппараты с обычными трансформаторами есть у многих владельцев автомобилей, и регулировка аппарата по первичной обмотке позволяет обойтись без мощных тиристоров или добавочных сопротивлений.

    Источник

    Электрический регулятор для трансформатора

    Итог с позволения сказать оказался печальным, была припалена первичная обмотка.

    Пришлось перемотать полностью весь транс. Первичка 200 витков проводом диаметром 1.8 в стеклоткани, вторичка 6 витков диаметр провода 2.3мм в два провода.

    А вот печаль, постигла меня буквально сразу, симистор стрельнул \на фото восстановленный прибор \.

    Но мы не ищем легких путей, у меня в резерве имелся фазовый регулятор на микросхеме КР1182ПМ1, после подключения второй регулятор отправился к праотцам вслед за первым.
    Хочу заметить, что симисторные регуляторы, которые могут управлять коллекторными двигателями, не в состоянии управлять трансформаторами.
    «Я достаю из широких штанин» \В.Маяковский\. Регулятор на мощных MOSFET транзисторах вот схема. Этот девайс я использую для регулировки паяльника уже года 4-5.
    Фото этого девайса, мосфеты стоят другие, мощнее чем IRF840, а так схема

    Далее была найдена схема на сайте уважаемого радиолюбителя, схема представлялась автором как собственная разработка. Ну что ж засучив рукава, собираю и эту схему.

    После сборки схемы, сказать, чтоб эта схема не заработала, я не могу, она заработала на 50% до выхода микросхемы 3. Обращение к автору схемы, не внесло дальнейшей ясности в работе схемы. Попытки поднять кпд схемы более 50% не возымели дальнейшего действа. Вердикт – схема не рабочая.

    Следующим шагом было теоретическое понимание, как должен работать симистор на индуктивность.

    Итак—Идеология управления симистором на индуктивную нагрузку.
    При индуктивной нагрузке из-за фазового сдвига тока за период короткого запускающего импульса симистор, не успевает открыться.
    Проявляется это как характерное рычание и подпрыгивание трансформатора. Иногда летят симисторы.

    Читайте также:  Регулятор давления топлива тнвд рено мастер

    Есть только два способа стабильного регулирования индуктивной нагрузки.
    1. Это посылать пакет импульсов — не откроется с первого, откроется от второго-третьего импульса.
    2. или держать постоянно ток на открывание с момента включения до конца полупериода.

    Вот схема которая была взята за основу .
    Мощный симисторный регулятор мощности.
    Схема найдена была на сайте Радиокот.
    Спасибо автору этого девайса.
    Она совпадала с идеологией написанной выше.
    Описание работы схемы привожу частично, остальная часть статьи посвящена аналогу схемы на дискрете, мне это не нать….

    Последний раз редактировалось Serge 19 июн 2013, 08:59, всего редактировалось 2 раз(а).

    Могут возникнуть вопросы по поводу бестрансформаторного блока питания с конденсаторным делителем, не напрягайтесь, вот ссылка, там же и он-лайн калькулятор для расчета оного — http://radiohlam.ru/teory/wtsupp_cdiv.htm
    Описание работы всего устройства в целом и его осциллограммы совпадают с описанием автора.

    Теперь закидываю полученный результат в коробочку, ставлю симистор на фильдеперсовый радиатор через слюдяную прокладку и подключаю к трансу.
    Троекратно крестимся и включаем в сеть \переменник предварительно ставим на минимальное положение\, транс гудит слегка больше чем ранее. Выводим регулятор постепенно на максимум.
    Все работает, просто отлично. Фольга плавно нагревается.
    Ура, товарищи, ура. Это победа.

    Фотки внутренностей регулятора.

    Последний раз редактировалось Serge 19 июн 2013, 13:37, всего редактировалось 2 раз(а).

    Схема взята с пендосовского сайта и она явно рабочая.
    Динистор вместе с кондером \который внутри диодного моста\ формирует пакеты импульсов. Т.е. принцип открывания симистора одинаков с вышеуказанной схемой.
    Но схему эту делать не стал, что то мне показалась, что она будет сложна в настройке, а может я и перестраховался.

    Вот собственно и вся эпопея по созданию симисторного регулятора работающего на индуктивную нагрузку.

    Вдруг кому понадобится регулировать сварочный транс, думаю, будет работать и весьма неплохо.

    Не могу распаковать архив печатной платы. Помогите, пожалуйста. Заранее благодарю!

    Serge, собираюсь повторять Ваше устройство.
    Возник вопрос: На принципиальной схеме у оптопары TLP504 есть 8 выводов, а согласно даташита на TLP504G : http://www.alldatasheet.com/datasheet-p . P594G.html , у этого девайса 6 выводов.
    Как получилось такое несоответствие?

    Про стабилитрон на выходе диодного моста можно чуть подробнее?
    Какое на нём обычно должно быть напряжение?

    Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

    Источник