Меню

Что такое ненормативные регуляторы



Нормативные и ненормативные регуляторы. Социальные и технические нормы. Юридико-технические регуляторы.

В системе социальных регуляторов прежде всего можно выделить нормативные и ненормативные регуляторы.

К нормативным относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированпостью адресатов («относятся к тем, кого это касается»), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

К нормативным регуляторам относятся прежде всего правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относятся и религия в некоторых своих частях – например каноническое право, которое в известные периоды общественного развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение.

К ненормативной регулятивной системе следует относить ценностный, директивный и информационный регуляторы.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов (культура всего общества, культура этнических, национальных общностей).

Для директивного регулятора характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации (или совместно – что было особенно характерным в практике «партийного» тоталитарного государства социалистического типа) исходит общая директива, направленная на решение важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в директиве, не имеют непосредственного нормативного значения или не содержат указания на конкретное поведение адресатов директивы.

Сюда же можно отнести и политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие социально-регулятивное значение, создающие для участников общественных отношений основание и обоснование своего поведения.

Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения, т.е. с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на два вида: СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ.

Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования.

1.Социальные нормырегулируют отношения между людьми и их объединениями.

2.Технические нормырегулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой.

Общееже между социальными и техническими нормами состоит в том, что они имеют дело с человеческой деятельностью, различияже состоят в объектах и методах регулирования.

2. Следует отметить, что в эпоху научно-технической революции роль и значение технических норм многократно возрастает, что приводит к возведению их в ранг норм, официально закрепленных государством.Таким образом, среди технических норм есть такие нормы, которые получают закрепление в правовых актах и снабжаются юридическими санкциями.Данные нормы носят название «технико-правовые»,они не теряют своего технического характера и при этом приобретают качественные признаки правовой нормы.

Остальные технические нормы не поддерживаются правом, и следовательно, их нарушение не влечет наступления какой-либо юридической ответственности, но ведет к привлечению иного рода ответственности — экологической и др.

Кроме существования технико-правовых норм, существуют также и естественно-правовыенормы, которые являются особой разновидностью технических норм. Естественно-правовые нормы также получают закрепление в юридических и иных нормативных актах и определяют отношения людей к животным.

1.Социальные нормы— это правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного поведения. Социальные нормы отражают закономерности общественного развития, вырабатываются самими людьми и привязаны к конкретным социальным явлениям.

Вообще, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом людей от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации человеческих отношений.

При этом социальная норма выражаеткак должное,так и сущее(действительное) поведение человека. Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые общественные отношения.

Юридическая наука по способу формирования, сфере действия и социальной направленностиподразделяет все социальные нормы на следующие виды: 1) правовые нормы; 2) моральные нормы (нормы морали); 3) политические нормы; 4) эстетические нормы; 5) религиозные нормы, правила обрядов и ритуалов; 6) семейные нормы; 7) корпоративные правила; 8) нормы обычаев, традиций и привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности и приличия.

Читайте также:  Автозапчасти регулятор холостого хода

Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты: 1) все они регулируют общественные отношения; 2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям; 3) они определяют границы должного и возможного поведения; 4) преследуют одну и ту же цель — упорядочение общественных отношений;

Между социальными нормами существуют значительные различия.

Они состоят в следующем:

Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством.

Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило письменной — закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы.

В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей — мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право — с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого.

В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали — общественное порицание.

В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время, как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения.

В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование.

Если говорить о ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМ регуляторе, то он направлен на упорядочение отношений между людьми и в нем сочетаются как правовые, так и технические нормы: всевозможные инструкции, методические материалы, ГОСТы, СНИПы и т.д. Данный регулятор действует по схеме «субъект — субъект». В отличие от него нормативно-технический регулятор устанавливает технические и технологические нормы, определяя отношения лица к технике, и действует по схеме «субъект — объект». Проникновение правовых норм в технические связано прежде всего с усложнением производства и обмена. В связи с этим объектом регулирования со стороны права все больше становятся ранее недоступные ему области. Нормативно-технические регуляторы имеют целью защищать и гарантировать конкретные ценности в Сети определенными способами действия, например кодированием.

Можно проиллюстрировать это положение, приводя в качестве примера требования различных онлайн-служб. Так, например, системные администраторы могут обязывать членов телеконференций или интернет-аукционов иметь единственную электронную идентификацию, совпадающую с их настоящей, существующей у них в реальном мире идентификацией личности. Это в определенном смысле может регулировать поведение, ограничивая диапазон обсуждаемых тем, устанавливая определенные модели поведения и некоторые ценности, так как индивиды в данном случае связаны своей фактической репутацией.

Некоторые службы предлагают устройства блокировки. Речь идет о программном обеспечении, позволяющем посредством специальной блокировки одному пользователю мешать другому лицу обращаться к тому или иному сайту. Данное средство контроля, предложенное, например, родителям малолетних лиц, защищает детей от информации, которая кодируется таким образом. Это дает родителям возможность получить определенное поведение их детей, которого они могли бы добиться не иначе, как убеждением или угрозой. Подобную процедуру регулирования с помощью права трудно себе представить.

Источник

11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

Читайте также:  Регулятор оборотов электродвигателя с обратной связью своими руками

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы — система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины, наиболее важные общественные отношения.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества — в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.

Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов — ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 8. Уголовное законодательство периода либерализации общественных отношений (1953–1960 гг.)

§ 8. Уголовное законодательство периода либерализации общественных отношений (1953–1960 гг.) Уголовное законодательство ознаменовало факт смерти И.В.Сталина в марте 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии», на основании которого большое число

Читайте также:  St261 регулятор давления автомойка

§ 9. Уголовное законодательство периода замедления развития общественных отношений (1961–1985 гг.)

§ 9. Уголовное законодательство периода замедления развития общественных отношений (1961–1985 гг.) После вступления Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в силу началась реформа республиканских УК 1959–1961 гг. В своих Общих частях они во многом

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,

2.5. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области международного частного права

2.5. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области международного частного права Одним из источников современного международного частного права является правовой обычай. Он представляет собой сложившееся на практике правило поведения, за которым

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе

Организация социального управления и регулирование общественных отношений в первобытном обществе Всю историю человечества можно разделить на два больших этапа: догосударственное (первобытное) и государственно-организованное общество. В догосударственном обществе

Понятие и виды общественных объединений

Понятие и виды общественных объединений Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе

§ 1. Понятие расчетных отношений и банковского счета

§ 1. Понятие расчетных отношений и банковского счета В условиях становления рынка большинство имущественных отношений носит возмездный характер, который предполагает необходимость производства расчетов (платежей) за полученные ценности, оказанные услуги, выполненные

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых

1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан

1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции

92. Право – государственный регулятор общественных отношений

1. Предмет и метод теории государства и права Предмет той или иной науки – это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Любая наука имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности

Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы

Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы § 1. Общество: его понятие и структура В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт

111. Нормативные документы в области жилищных отношений

111. Нормативные документы в области жилищных отношений К нормативным правовым актам органов местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях, относятся правила застройки . Порядок

Глава 11 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 11 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают

11.5 Особенности права как нормативного регулятора

11.5 Особенности права как нормативного регулятора Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.1. У права особая

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —

Источник