Меню

Бульдозерами мощностью 96 130 квт



Бульдозер Т 130 технические характеристики

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Бульдозер Т 130 – гусеничная техника общего назначения, выпуском которой занимался Челябинский тракторный завод. Первые экземпляры машины появились в 1969 году. Модель создавалась путем глобальной модернизации бульдозера Т 100. Производство данной серии продлилось почти 30 лет и завершилось в 1988 году (на смену пришла версия Т 170). За это время было собрано огромное количество бульдозеров Т 130, которые распространились по всей территории СССР.

Техника представляла 6 тяговый класс и отличалась простотой конструкции, малой стоимостью и доступностью элементов. В качестве базового оборудования на машину устанавливался бульдозерный отвал. Помимо стандартного исполнения (Т 130), предлагалась версия для эксплуатации на болотистой местности (Т 130Б).

Сфера применения бульдозера оказалась достаточно обширной. Модель использовали на строительных площадках, в сельском хозяйстве, горно-добывающей и лесной промышленности, в коммунальном хозяйстве и при строительстве дорог. Техника прекрасно справлялась с перемещением больших масс грунта, засыпкой углублений и котлованов, транспортировкой тяжелых бревен, планировкой территории и уборкой строительного мусора.

Несмотря на то, что выпуск бульдозеров Т 130 полностью завершился еще в 1988 году, некоторые модификации продолжают успешно выполнять свои функции и сегодня.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т 130

Габаритные размеры (без учета бульдозерного оборудования):

  • длина – 5193 мм;
  • ширина – 2475 мм;
  • высота – 3085 мм;
  • гусеничная база – 2478 мм;
  • дорожный просвет – 415 мм.

Ширина техники с базовым отвалом составляет 3200 мм.

Конструктивная масса бульдозера в заводской комплектации равняется 14300 кг.

Заправочные емкости:

  • основной топливный бак – 290 л;
  • емкость для гидравлической жидкости – 100 л;
  • бак системы охлаждения – 60 л;
  • резервуар системы смазки мотора – 32 л.

ДВИГАТЕЛЬ

С 1969 по 1981 год бульдозер комплектовался 4-тактным дизельным агрегатом Д 130. Двигатель имел классическую конструкцию с жидкостной системой охлаждения. Активация выполнялась при помощи пускового мотора, работающего на бензине. Дизель предназначался для эксплуатации в зонах с температурой от -40 до +40 градусов. Однако в сильные морозы возникали существенные проблемы с запуском агрегата. В связи с этим силовую установку впоследствии стали комплектовать предпусковым подогревателем. Мощность мотора Д 130 составляла 140 л.с.

К концу 1970-х годов агрегат морально устарел, потому на бульдозер Т 130 начали устанавливать более совершенный двигатель Д 160. Новая силовая установка позволила увеличить производительность техники. При этом основные достоинства мотора (неприхотливость, надежность, легкость обслуживания) сохранились. Запуск двигателя по-прежнему осуществлялся при помощи бензинового «пускача». Особенностью агрегата Д 160 стало наличие турбонаддува. Мотор демонстрировал уверенную работу на любом дизельном топливе независимо от условий эксплуатации.

Параметры двигателя Д 160:

  • рабочий объем – 14,48 л;
  • мощность – 118 (160) кВт (л.с.);
  • количество цилиндров – 4 (рядное расположение);
  • диаметр цилиндра – 145 мм;
  • удельный расход топлива – 163 г/л.с. в час.

УСТРОЙСТВО

Конструкция бульдозера Т 130 уже к началу массового выпуска была достаточно устаревшей, поскольку ее основа была заложена еще в 1930-х годах. В связи с этим в процессе эксплуатации возникали определенные неудобства. Подвеска машины представляла собой полужесткий механизм с поперечной рессорой, состоящей из двух прочных лонжеронов. По обе стороны устанавливались гусеницы, составленные из отдельных звеньев с соединением при помощи стальных пальцев. Передвижение техники выполнялось за счет 4 колес (2 ведущих колеса). Полужесткая подвеска не позволяла реализовать весь потенциал машины, а оператор при движении чувствовал ощутимые толчки. При этом по уровню надежности и дешевизне обслуживания подвеска считалась одной из лучших.

Параметры ходовой части:

  • расстояние между гусеницами – 1880 мм;
  • давление на грунт – 0,05 МПа.

Управление техникой осуществлялось с использованием комплекса рычагов, взаимодействующих с бортовыми фрикционами. Последние практически не совершенствовались еще с времен серии С 80, потому срок их службы был крайне малым. Рычажная система контактировала с муфтами и валами, размещенными на заднем мосту. Разворот бульдозера выполнялся при помощи ленточного тормоза.

Читайте также:  Как выбрать сечение кабеля по мощности формула

На Т 130 устанавливалась 8-ступенчатая механическая трансмиссия, имеющая следующие особенности:

  • бортовой редуктор;
  • по 2 ведомых и ведущих диска сцепления;
  • 8 передач вперед, 4 передачи назад;
  • муфту сцепления замкнутого типа.

Подвижные шестерни обеспечивали плавность переключения скорости. Коробка передач позволяла менять скорость независимо от направления движения и выбранной передачи. Полноценной передачи мощности двигателя при работе с максимальной нагрузкой не происходило. Педали и рычаги управления взаимодействовали непосредственно с трансмиссией, что приводило к заметной вибрации. Максимальная скорость движения вперед составляла 12 км/час, назад – 10,8 км/час. Последние версии Т 130 оснащались гидромеханической трансмиссией, которая существенных улучшений параметров не давала.

Серия оснащалась гидравлической системой раздельного типа. Навесное оборудование могло крепиться с разных сторон, что расширяло возможности бульдозера.

Кабину Т 130 нельзя было назвать образцом эргономики и комфорта. Салон вмещал до 2 человек и оборудовался сиденьями с регулировкой спинки. Рычаги и педали располагались достаточно удобно (даже оператору с небольшим ростом не приходилось тянуться к ним). Внутри устанавливались система кондиционирования и отопитель, что позволяло с комфортом работать в зимний и летний период. Сама кабина изготавливалась из высокопрочной стали, устойчивой к деформации и внешним воздействиям. Комплексная установка резиновых уплотнителей существенно сокращала уровень шума в салоне. Главным недостатком кабины считались сильная вибрация, ощущаемая в процессе работы. Помимо самой рамы, она чувствовалась на педалях и рычагах.

ЦЕНА Т 130

Бульдозеров Т 130 без пробега на рынке не предлагается. Моделей в нормальном состоянии также сравнительно немного. Стоимость подержанных машин на ходу находится в пределах 290-540 тысяч рублей. Бульдозеры с дефектами можно приобрести за 70-120 тысяч рублей.

Источник

Бульдозер Т-130: технические характеристики

Бульдозер Т-130: технические характеристики

Мощь и тяга. Бестселлер №2 Челябинского тракторного завода

Промышленный гусеничный трактор общего назначения Т-130 выпускался с 1969 по 1988 год. На протяжении 70х—80х годов Т-130 был основным трактором шестого тягового класса, получив широчайшее распространение на всей территории СССР, стран социалистического лагеря и дружественных Советскому Союзу государств.

Всего Челябинским тракторным заводом было выпущено 242 051 трактор Т-130!
Такая популярность была обусловлена тем, что, в числе прочих достоинств данной модели, она была чрезвычайно универсальной.

Трактора Т-130 можно укомплектовать разнообразным навесным оборудованием, помимо бульдозерного отвала или тяговых лебёдок. Т-130 стал базой для всевозможной спецтехники: трубоукладчиков, сваебоев, траншейных экскаваторов, рыхлителей, корчевателей, болотоходов, лесозаготовщиков, кабелеукладчиков и т.д., и т.п.
Многие из этих тяжёлых машин продолжают успешно эксплуатироваться, исправно трудиться и в наше время. И прежде всего, разумеется — бульдозеры Т-130.

Об истории создания трактора Т-130

Когда молодое советское государство задалось целью построить завод по производству промышленных тракторов (а случилось это в 1929 году), наши руководители не стали «изобретать велосипед», использовав богатый опыт и знания американских специалистов.

В США как раз разгоралась Великая депрессия 1929-1933 годов. Поэтому компания «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта с радостью взялась за проектирование Сталинградского тракторного завода (сельскохозяйственных тракторов) и Челябинского (промышленных тракторов). Репутация «Альбер Кан» была безупречной: до Великой депрессии эта фирма спроектировала и приняла участие в строительстве большинства заводов Генри Форда.

Базовой моделью для ЧТЗ стал американский трактор «Катерпиллар-60». Первая такая машина, под названием «Сталинец-60», сошла с конвейера нового завода 15 мая 1933 года. Вплоть до 1956 года все новые модели тракторов, выпускавшиеся заводом, назывались «Сталинцами», имя вождя компартии носил и сам завод. В годы Великой Отечественной производственные мощности предприятия были использованы для выпуска тяжёлых танков КВ, самоходных артиллерийских установок и тягачей для гаубиц.

Технические характеристики бульдозера Т-130

По сравнению со своим предшественником, трактор Т-130 заметно прибавил в мощности. До 1981 года на него устанавливали дизельный двигатель Д-130, в 1981-1988 годах — мотор Д-160, мощностью 140 лошадиных сил. Естественно, выросла и масса трактора — до тринадцати тонн. Успешно была решена проблема эргономики в кабине.

Читайте также:  Таблице удельной мощности светильников

бульдозер т-130

Характерные особенности технического устройства трактора Т-130 — высокий запас прочности всех узлов и механизмов, надёжность и неприхотливость, высокая ремонтопригодность и конструктивная преемственность моделей Т-100М—Т-130—Т-170.

Для потребителей это означает буквально следующее: запчасти на снятый с производства Т-130 можно легко найти и в наше время. Возможность установки новых узлов на старые машины не представляет проблемы.

Общие технические показатели бульдозера Т-130

  • Тяговый класс — 10 тс.
  • Габариты (Длина х Ширина х Высота, в мм): 5200 х 2480 х 3085.
  • База, в мм: 2480.
  • Колея, в мм: 1880.
  • Дорожный просвет, в мм: 415.
  • Удельное давление на грунт, в Мпа: 0,05.
  • Тип двигателей Д-130 и Д-160: четырёхтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный.
  • Удельный расход топлива, в г/кВт*ч (г/л. с. ч .): 244,3 (180).
  • Топливо: для основного двигателя — дизельное, для пускового — смесь любого бензина с моторным маслом в пропорции 1:15.

На тракторе Т-130 установлены заправочные ёмкости следующего объёма:

  • Бак для солярки — 290 л.
  • Ёмкость системы охлаждения — 60 л.
  • Бак системы смазки двигателя — 32 л.
  • Две ёмкости бортовых редукторов по 12 л.
  • 100-литровый бак гидравлической системы.

Двигатели трактора Т-130

Как уже было отмечено, на машинах более ранних годов выпуска установлены дизели Д-130; с 1981 года им на смену пришли более мощные Д-160. Главные достоинства этих двигателей — их надёжность и неприхотливость. В процессе многолетней эксплуатации они продемонстрировали стабильную работу в самых экстремальных условиях: и в пустыне Каракум, на прокладке оросительных каналов, и за Полярным кругом, трудясь в нефтегазовой отрасли.

Однако в условиях Крайнего Севера механизаторы первоначально намучились с пуском двигателя в условиях сильных морозов. Поэтому на трактора Т-130, предназначенные к отправке в суровые северные регионы, стали устанавливать предпусковой обогреватель мотора и всех технических жидкостей. Двигатели Д-130 и Д-160 продемонстрировали стабильную работу на дизтопливе любого качества, и даже керосине или на газовом конденсате.

Двигатели трактора Т-130

Двигатель Д-160 — базовый мотор бульдозера Т-130 с 1981 года.

Трансмиссия Т-130

На бульдозерах Т-130 установлена 8ми-ступенчатая механическая или гидромеханическая трансмиссия, с постоянно замкнутой муфтой сцепления, четырьмя дисками сцепления (2 — ведомые и 2 — ведущие) и четырёхвальной коробкой передач. В комплектацию трансмиссии входят двухступенчатый бортовой редуктор, сухие многодисковые бортовые фрикционы, коническая передача.

Как уже было сказано, коробка передач у Т-130 четырёхвальная, что позволяет изменять скорость движения четырёх передач заднего хода и восьми — переднего. Максимальное тяговое усилие при этом достигается КПП при скорости бульдозера в 2,6 км/ч – 128,2 кН.

Ходовая часть и рулевое управление бульдозера Т-130

Подвеска бульдозера Т-130 — полужёсткая, с балансирной поперечной рессорой. Изготовлена она из двух штампованных лонжеронов, объединённых с корпусом заднего моста.

Гусеничное полотно состоит из штампованных звеньев-траков, соединённых между собой металлическими пальцами.

Рулевой управление трактором обеспечивается, как и в предыдущих, и в последующих моделях ЧТЗ, рычажной системой, при помощи комплекса фрикционов ленточного типа.

Чтобы бульдозер выполнил полный разворот, применяется поворотная муфта. Подобное устройство располагается на заднем мосту и соединяется с приводными шестерёнками при помощи валов. При этом, использовав ленточный тормоз (который расположен вокруг поворотной муфты), трактор можно развернуть практически на одном месте.

Рабочее место механизатора на Т-130

Всё познаётся в сравнении. Если по сопоставлению с современными тракторами кабина Т-130 покажется чрезвычайно скупо и «по-спартански» оснащённой, то, по сравнению с предшествующей моделью, Т-100М, рабочее место механизатора было намного комфортнее и удобнее для работы в различных условиях.

Была тщательно проработана эргономика рабочего места с отточенным расположением всех рычагов. Водительское кресло снабжено регулируемой конфигурацией спинки. Система кондицинирования воздуха и отопления обеспечивает нормальную для самочувствия механизатора температуру даже в сильные морозы. Той же цели, а также защите от шумов и пыли служат резиновые уплотнители. Кабина снабжена усиленным каркасом безопасности.

Читайте также:  Калькулятор мощности радиаторов отопления для частного дома

Рабочее место механизатора на Т-130

Рабочее место механизатора бульдозера Т-130.

Гидравлика и навесное оборудование трактора Т-130

Комплект рабочего оборудования является раздельно-агрегатным, гидравлическим, предназначенным для выполнения работ с двумя видами навесных систем: задней и передней; в жестком или маятниковом исполнении.

Раздельно-агрегатная система гидравлики предназначена для обеспечения работы навесного и прицепного оборудования. На переднюю навеску устанавливается отвал бульдозера, двух видов, со стандартной шириной в 2,5 или 3,2 метра.

На заднюю навеску монтируются различные рыхлители и корчеватели; трубоукладочные, сваезабивочные системы, оборудование для транспортировки леса, и т.д. Есть позитивный опыт использования чистого «промышленника» Т-130 и в сельском хозяйстве: для вспашки ранее не используемых, целинных земель.

Модификация Т-130Б и «следующее поколение» — Т-170

Для заболоченных мест была разработана модификация Т-130Б. Она отличается он базовой более широкими, «болотоходными» гусеницами и более мощным двигателем Д-180. Нельзя не отметить, что при своей «неслабой» массе, бульдозер Т-130Б обладал превосходной проходимостью, благодаря рекордно низкому удельному давлению на грунт: 0,5 мПа на один квадратный сантиметр поверхности.

Модификация Т-130Б и «следующее поколение» — Т-170

Т-130Б, с расширенными гусеницами и двигателем Д-180.

Т-130 стал базой для разработки и запуска в серию более передовой и современной модели промышленных тракторов — Т-170. Который, если бы не пресловутая «перестройка» и последующий развал СССР, также вошёл бы в число мощных тракторов — мировых бестселлеров.

Механизаторы — об опыте эксплуатации бульдозера Т-130

Одно дело было использовать Т-130 в Советском Союзе, когда солярка стоила сущие копейки и вообще была «казённой», и совсем другое — в новой России, где горючее стоит немалых денег и приобретается за собственные, «кровные» средства. В связи с этим нынешние владельцы Т-130 отмечают, что данный бульдозер имеет большую производительность, но и требует больших объёмов земляных работ, иначе его использование просто будет нерентабельным.

Механизаторы, работавшие на Т-130 в условиях Крайнего Севера, подтверждают трудности с запуском двигателя в экстремально низкие температуры. Однако, человек ко всему приспосабливается, и, по свидетельству одного из механизаторов, «процедура эта, конечно, не из лёгких на первый взгляд, но со временем это происходит на автомате и становится не сложнее, чем повернуть ключ зажигания и запустить двигатель на легковом автомобиле».

Существенной проблемой двигателей Т-130 называют то, что они (а точнее — их турбина) «боится» длительной работы на холостых оборотах. Если часто и длительное время держать двигатель на холостых оборотах, то турбина начинает пропускать масло и в итоге выходит из строя.

Дело в том, что если двигатель работает на малых оборотах, то в него практически перестаёт поступать масло для смазки. Турбина начинает работать насухую, поэтому увеличивается износ деталей и может произойти поломка.

Немаловажный недостаток состоит также в том, что башмаки гусениц закреплены на болтах, которые периодически ослабляются и раскручиваются. Поэтому приходится постоянно следить за крепежом башмаков, проверять их целостность и подтягивать их.

Механизаторы — об опыте эксплуатации бульдозера Т-130

Т-130 на строительстве дороги.

Однако в целом, за исключением мелких недостатков, все отмечают удивительную неприхотливость и надёжность бульдозера, вкупе с его поистине «чудовищной» мощностью и производительностью. Это подтверждают и сохранившиеся с далёких советских времён данные о заключении госкомиссии по приёмке новой модели трактора Т-130, гласившие: трактор прошёл все испытания с превышением всех заявленных показателей и превзошёл все ожидания.

Бульдозеры Т-130 на современном вторичном рынке

Так как в своё время бульдозеров Т-130 было выпущено сотни тысяч единиц, и в ХХI веке этот старый, но надёжный трактор можно приобрести практически в любом регионе России и других республик бывшего Союза.

В интернете найдётся немало объявлений о продаже таких бульдозеров. Цена варьируется от 250 тысяч рублей (за трактор преклонных лет и в довольно «усталом» техническом состоянии) до 1 млн рублей (за ещё вполне «бодрый» Т-130 с обновлённым двигателем, прошедшим капитальный ремонт). Немало объявлений и о продаже всевозможных запасных частей и комплектующих для Т-130.

Источник