Меню

Болт вала отбора мощности



Как обслуживать и ремонтировать ВОМ на тракторе МТЗ-82

Первый этап

Регулировка МТЗ-80 проводится в следующей последовательности (здесь указанные цифры соответствуют номерам, указанным на чертеже).

  • Эксцентриковая ось устанавливается в исходную позицию таким образом, чтобы лыска «В» располагалась в вертикальном положении с правой стороны. Ее необходимо зафиксировать стопором 17 и болтом 16.
  • Далее отсоединяют тягу 4.
  • Выкручивают болт 9, освобождая при этом пружину 6. В целях безопасности при выворачивании болта 9 следите за тем, чтобы стакан 7 постоянно контактировал с посадочным местом до момента полного разжимания пружины.
  • Снимают крышку люка на заднем мосту, получив доступ к винтам 13.
  • Закрепите рычаг 11 в нейтральном положении при помощи болта М10*60 либо стержень 10, диаметром 8 мм. Его вставляют в гнездо на рычаге и соответствующее отверстие на заднем корпусе.

регулировка вом мтз 80

Регулировка вала отбора мощности

Регулировка ВОМ МТЗ (вала отбора мощности):

  1. Установить транспортное средство на специальную смотровую платформу.
  2. Установить ось центрального диска основной системы в исходную позицию.
  3. Нанесенная риска должна быть расположена с правой стороны в вертикальном положении, т.е. о будет находиться справа.
  4. Зафиксировать риску при помощи стопорных пластинок и винтов.
  5. Отсоединить тягу.
  6. Открутить винты стакана, чтобы освободить пружинный механизм.
  7. Демонтировать крышку люка заднего ведущего мостового механизма, чтобы получить доступ к головке натяжного болта.
  8. Перевести рукоятку муфты в нейтральный режим и зафиксировать стопорным болтом М10*60. Он вкручивается в отверстие на рычаге, который должен находиться на задней части корпуса ведущего моста. После этого стопорную пластинку снимают, снять ее можно, демонтировав фиксирующую рукоятку.
  9. Завернуть упорный болт в наружный стакан до о (27-31 мм в глубину).
  10. Переставить рукоятку в положение «Включено».
  11. Установить на место тяговый механизм. Затем отрегулируйте люфт рукоятки, установив необходимую зону качания рукоятки в среднее отверстие прорези управляющего пульта.
  12. Проверить вращение скорости на оборотах переключения заднего ВОМ.

После проверки вал обратно устанавливается на трактор МТЗ-82.

Нюансы регулировки

Дополнительно может потребоваться регулировка ленточного тормозного механизма в тех случаях, когда:

  • вал начинает буксировать;
  • рукоятка упирается в прорезь во время переключения;
  • для активации ВОМ необходимо усилие более 16 КГС;
  • наблюдается нестабильная фиксация в крайних положениях;
  • ВОМ включается неравномерно (он то не работающий, то работает).

Процедура регулировки ленточного тормозного механизма:

  1. Установить рукоятку в синхронный режим. Зафиксировать позицию рукоятки.
  2. Вывернуть гайку и снять пластину со шлица хвостовиков.
  3. При помощи ключа рожкового типа провернуть осевой механизм по часовой стрелке до момента выбора промежутка между коробкой передач и ВОМ.
  4. Установить пластинку в исходное положение и закрутить все гайки на место.
  5. Вытащить из рукоятки стопорящий болт.
  6. Выполнить регулировку.
  7. Провернуть ось против часовой стрелки.
  8. Провести сборку механизма в обратном порядке.

Если после выполнения работ по регулировке тормозного механизма ось сместилась к левой части корпуса транспортного средства, то это значит, что у силового агрегата израсходовался корректирующий запас.

В таком случае нужно провернуть эксцентрик против часовой стрелки, вернув его в начальную позицию. После этого заново проводят регулировку вала.



Дальнейшая регулировка ВОМ МТЗ-80

Далее операция проводится следующим образом:

  • Демонтируется стопорная пластина 26, вкручиваются винты 21 с усилием 10 кгс, после чего каждый элемент отвинчивается на пару оборотов.
  • Болтовой стержень 10 удаляется, освобождая рычаг 11 в исходной позиции для коррекции.
  • Болт 9 необходимо закрутить посредством направления его носовой части в углубленную часть стакана 7 до размера «А» 26 мм.
  • Переводят рычаг 11 в позицию «Вкл».
  • Тягу 4 устанавливают путем регулировки с аналогом 15 до момента совпадения зоны качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления.
  • По окончании работ ставят на место стопор 26, крышку люка, законтрагаивают тяги 4 и 15 вместе с болтом 9.

На схеме указаны остальные позиции:

регулировка вом мтз 80 своими руками

Настройка ленточных тормозов

Эта операция части регулировки ВОМ МТЗ-80 выполняется методом внешней корректировки, а именно:

  1. Устанавливают рычаг 11 в нейтральную позицию, фиксируют его в этом положении, посредством ввода стержня 10 в предусмотренные отверстия.
  2. Болт 16 выкручивают, пластина 17 демонтируется со шлицевой хвостовой части на оси 15.
  3. Специальным ключом поворачивают эксцентрик 15 по часовой стрелке до подходящего зазора между тормозной лентой и рабочим барабаном (проверить положение можно вручную, если хвостовик не проворачивается – значит, выбрана нужная позиция).
  4. Пластина и болт устанавливаются на место.
  5. Из рычага убираются фиксаторы.
  6. Регулировку лент ВОМ МТЗ-80 можно считать завершенной.

регулировка лент вом мтз 80

Внешние регулировки

  1. Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
  2. С вала снимается плита и ограждение.
  3. Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
  4. Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
  5. После этого рычаг можно разблокировать.

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

  1. Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
  2. Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
  3. Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
  4. Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
  5. Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
  6. Вынимается фиксирующий стержень.

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

  1. Снимается крышка люка.
  2. До упора заворачиваются регулировочные болты.
  3. Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
  4. Снимается полностью механизм сервоусиления.
  5. От рычага управления отсоединяется тяга.
  6. Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
  7. Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
  8. Тяга присоединяется к рычагу.
  9. Механизм сервоусиления устанавливается на место.

На что обратить внимание?

После проведения внешних регулировок несколько раз ось 15 может принять крайнюю левую позицию. Это свидетельствует об израсходовании запаса наружной корректировки. Для нормализации ситуации эксцентрик поворачивают против часовой стрелки до исходной позиции. Затем производят регулировку ВОМ МТЗ-80 способом, указанным выше.

Если все манипуляции произведены правильно, рычаг 1 в позиции «Вкл.» и «Выкл.» не должен доходить до края прорези пульта менее чем 30 миллиметров, при этом переход в нейтраль должен быть четким.

Читайте также:  Мощность защиты по формуле

На некоторых модификациях тракторов регулировка ВОМ МТЗ-80 осуществляется без механизма внешней корректировки, в связи с его отсутствием. При этом рассматриваемая операция производится аналогичным способом, указанным выше, только после ремонта или сборки на заводе. На моделях с малогабаритной кабиной индекс «Б» составляет 50-60 миллиметров.

Эффективность тормозной системы и отсутствие пробуксовки зависит исключительно от пружинного приспособления. Особенно это касается наличия свободных рабочих участков и агрегирующих с ними рычагов. Пробуксовка ВОМ свидетельствует о том, что пружины либо рычаги встречают добавочное сопротивление при их передвижении без достаточной смазки в механизмах.

Демонтаж ВОМ

При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.

  1. Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
  2. Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
  3. С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
  4. Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.

Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях также необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.

Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками

Необходимо в период эксплуатации внимательно наблюдать за изменением положения рычага вала отбора мощности, не допуская упора элемента в пол кабины, иначе могут возникнуть пробуксовки в аварийном режиме. Дополнительными симптомами необходимости проведения корректировки считается увеличенный ход контрольного рычага и возрастающее давление при активации позиции «Вкл.» и «Выкл.», а также наоборот.

Регулировка ВОМ МТЗ-80 выполняется в следующей последовательности:

  • Совмещают отверстия на резьбовом отверстии корпуса и аналог на рычаге, после чего его необходимо зафиксировать при помощи стержня.
  • Снимают крышку, до отказа закручивают регулировочные винты (усилие – 8-10 Н/м), после чего ослабляют их на 2-3 оборота.
  • Контролируют легкость вращения обслуживаемого узла путем вращения рукой шлицевого хвостовика.
  • Соединяют тягу с рычагом при помощи пальца цилиндрической формы, хорошо шплинтуют.
  • Устанавливают стакан в сборе с пружиной в углубление резервуара, пока не будет наблюдаться легкое вращение стопорного болта. Усилие сжатия пружины со стаканом – не менее 200 кгс.
  • Производится фиксация сборки в сжатом состоянии посредством болта, который вкручивается в гайку, приваренную к крышке.
  • Винт выворачивают до момента свободного передвижения стакана пружинного механизма по отношению к его крышке.
  • Надежно фиксируют болт в рычаге путем контргайки.
  • Корректируются тяги таким образом, чтобы расстояние от рычага до нижней кромки кабины составляло 50 миллиметров во включенном режиме.

Состав ВОМ

Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.

Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.

Планетарный редуктор

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

  • при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
  • зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
  • независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.

Ремонт

Трактор МТЗ-80 для регулировки ВОМ в любом случае ставится на ремонт при наличии трещин и вмятин на проушине, стакане или валике. Устраняют неполадку следующим образом:

  • Совмещают гнезда валика переключения и заднего моста при помощи контрольного рычага. После совпадения отверстий они фиксируются посредством установочного болта.
  • Контргайка ослабляется, а упорный винт вкручивается в рычаг переключающего валика до предела.
  • Стопорный болт завинчивается в стакан, после чего аккуратно вынимается регулировочный аналог.
  • После этого демонтируется стакан с пружинами, далее его разбирают и меняют негодные детали.

регулировка вом трактор мтз 80

Задний ВОМ

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

  1. Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
  2. Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.

Источник

Вал отбора мощности МТЗ 80 (ВОМ МТЗ-80)

Вал отбора мощности мтз помогает агрегировать машину с дополнительными навесными, активными, прицепными механизмами. Располагаться ВОМ может сбоку или сзади, а привод модель МТЗ-80 может иметь комбинированный — синхронный (зависимый) и независимый. Касаемо зависимого привода, частота вращения коленвала будет зависеть от скорости трактора и составит 3.5 оборота на 1 метр пути. Независимый привод действует противоположно зависимому: привод связывается напрямую с маховиком двигателя. Частота вращения привода при скорости вращения вала 2100 оборотов в минуту, может быть 540 и 1000 оборотов в минуту.

Вом мтз-80: схема, вал отбора мощности, регулировка, как включить, обороты, отрегулировать, неисправности, как снять

При работе вала отбора мощности существует 2 типа нагрузок:

  • Первый тип – это полная нагрузка вала. Происходит это, когда в действие приводит вал узлы прицепного или навесного устройств посредством подключения их напрямую либо с помощью передающих устройств (к примеру, клиноременная передача, кардан, редуктор).
  • Второй тип же применяется очень редко, так как у дополнительных механизмов и устройств должна быть собственная гидравлическая система. Это необходимо для того, чтобы вал мощности воздействовал на гидравлический насос.
Читайте также:  Турбовинтовой двигатель малой мощности

Кулачковая муфта заднего ВОМ выполняет роль переключателя между тремя режимами привода: независимом, синхронном и зависимом.

При независимом приводе от вала муфта получает вращение, которое проходит через промежуточный и пустотелый вал коробки передач. А он, в свою очередь, передаёт через редуктор с двумя скоростями, который находится в промежутке картера, вращение маховика. Когда переключение на данный режим происходит при заглушённом двигателе, необходимо совпадение шлицов у муфты. Добиться этого можно в ручном режиме, провернув у заднего ВОМ шлицевой вал привода.

При включении синхронного режима муфта, при работающей трансмиссии, синхронно работает со второй ступенью коробки передач, точнее, с её ведущей шестернёй. Данный режим можно включить, включив передачу, плавно соединив сцепление. Чтобы изменить скорость режима, необходимо заглушить двигатель и повернуть поводок, который находится внизу у корпуса трактора, связанный с блоком шестернёй тягой. Поворот по часовой стрелке – это включение 545 оборотов в минуту, а против – 1 000 оборотов в минуту. На вилке переключения располагается пружинно-шариковый замок, который и фиксирует поводок.

Описанный двухскоростной привод – на 545 и 1000 оборотов – расположен в корпусе сцепления. Ведущий вал установлен на двух подшипниках, и соединяется со ступицей диска сцепления посредством шлицы и зацеплён с двумя шестернями постоянно. Располагается ведомая шестерня на двух бронзовых втулках на ведомом валу. Момент вращения передаётся через зубчатую муфту, которая установлена на ведомого вала шлицах.

Чтобы вывести вращательный момент от заднего ВОМ на навеску впереди, необходимы дополнительные узлы и детали. Так понадобятся:

  1. Дополнительный редуктор. Он крепится к корпусу трактора сзади. Необходим для преобразования вращения в сторону навески спереди от привода хвостовика под заднего моста картера.
  2. Крепежи и кронштейны, чтобы переоборудовать заднюю навеску, чтобы освободилось место для монтажа допредуктора.
  3. Промежуточные опоры и крепежи, чтобы установить карданный вал.
  4. И, конечно, сам карданный вал. Посредством его на переднюю навеску будет передаваться от фланцевой муфты вращение.

Все указанные детали крепятся на корпусе рамы, трансмиссии, картера в штатные отверстия.

Вом мтз-80

Возможные неисправности ВОМ МТЗ-80, способы обнаружения и устранения

Возможные неисправности вом мтз 80 и способы их исправления – ниже:

  1. Если для включения необходимо приложить большие усилия, значит, рукоятку вала заклинило. Необходимо осмотреть муфту кулачкового типа либо стакан пружины на предмет износа деталей или их повреждений.
  2. Если во время увеличения крутящегося момента посторонний шум также нарастает, значит, износились шлицы вала мощности и элементы планетарного типа у редукторного механизма. Необходимо осмотреть, нет ли на манжетах повреждений.
  3. Нестабильная работа вала или работа рывками связана с тем, что источились зубья у шестерни, за счёт чего она перемещается крайне свободно по основанию. Либо износ шлицевого соединения механизма. Для исправления ситуации следует от кулачковой муфты отсоединить задний мост, осмотреть ширину зазоров. Если таковые имеются, рекомендуется замена вала.
  4. Когда двигатель работает не на полную мощность, требуется заменить либо отрегулировать ленточные тормоза. Аналогичный случай, когда при выключении вал продолжает вращаться, либо полный момент на задний вал не передаётся. Это говорит о нарушении в регулировке управления. Для исправления также необходимо отрегулировать тормоза.
  5. Свободное перемещение хвостовой части вала говорит об ослабленных гайках. Вполне вероятно, что потребуется замена резьбы в том числе.
  6. Когда на крышке вала появляются следы смазки, это говорит об износившихся прокладках механизма или манжетах. Достаточно будет снять ВОМ и заменить детали.
  7. Если из-под хвостовика буквально льётся масло, нужно отвернуть манжет, далее снять ленту тормоза и стопорное кольцо, спрессовав водило.

Регулировка механизма управления задним ВОМ

Регулировать управление задним ВОМ необходимо следующими последовательными шагами:

  • Отпустив контргайку, заверните упорный болт до стопорения крышки и пружины двух стаканов.
  • Стопорный болт заверните до отказа.
  • Из рычага выверните полностью упорный болт и контргайку, а пружину с деталями нужно опустить вниз.
  • Тягу от рычага управления отсоедините.
  • Завернув установочный болт, необходимо синхронно зафиксировать положение рычага, совместив на корпусе заднего моста отверстие с резьбой на корпусе.
  • Далее нужно снять крышку заднего моста.
  • Завёртывайте поочерёдно регулировочные винты до отказа, а после отверните их на 3 оборота каждый.
  • Установочный болт выверните.
  • Вверх в сборе поверните пружину, затем завернув в рычаг упорный болт, направив конусом его в углубление, расположенное на торце крышки, до возможности лёгкого вращения болта монтажного.
  • Причём монтажный болт должен обеспечивать перемещение по отношению к крышке пружины стакана свободно.
  • Упорный болт фиксируйте в рычаге, а монтажный – в крышке стакана, и после этого затягивайте контргайку.
  • Наворачивая либо сворачивая на тягу вилку, укоротите либо удлините первую таким образом, чтобы расстояние между вилкой тяги и положение «ВКЛ.» рычага управления варьировалось в пределах 45 – 50 мм.
  • Останется установить на место все детали, которые были сняты, после соединения рычага и тяги.

Вом трактора мтз: конструкция и регулировка

Боковой вал необходим для механизмов, которые навешивают слева сбоку (если установлен на тракторе стояночный тормоз) либо впереди на устройство. Отдельный корпус бокового ВОМ расположен слева от картера КП, и он прикреплён к люку. Включить данный режим можно с помощью рычага, расположенного слева от водителя над полом. Как только происходит перемещение вверх рычага, шестерня вводится в зацепление посредством передвижения её на шпицах вала, которые, в свою очередь, приводятся в движение тягой, поворачивающей валик с поводком и сам рычаг.

ВОМ Трактора

Регулировать ВОМ необходимо для восстановления и поддержания его работоспособности. Если этого не делать, спецтехника для трактора просто потеряет свою работоспособность, в результате чего придётся проводить дорогостоящий ремонт. Ситуации для регулировки:

  • возникновение шумов задним мостом;
  • хвостовик вала очень свободно перемещается;
  • появление масляных подтёков на крышке вала;
  • возникновение металлического стука либо скрежета, когда выдаётся максимальная нагрузка;
  • работая с навесным оборудованием, трактор не выдаёт заявленный максимум.

Регулировку необходимо производить в строгом соответствии с алгоритмом:

  1. Транспортное средство необходимо установить на смотровую спецплатформу.
  2. Ось эксцентрика стоит установить в исходное положение.
  3. Правая вертикальная позиция – вот положение плоского среза у вала.
  4. Следующий шаг – это отсоединение тяги, для чего необходимо вывернуть болты, которыми зафиксирован сателлит и закреплены пружины.
  5. Процесс выворачивания крепежа, пожалуй, самый ответственный: пока пружина не распрямится, наружный стакан обязан находиться в непосредственном контакте с болтами.
  6. Получить доступ к регулятору можно, сняв с заднего моста люк.
  7. Чтобы зафиксировать вал управления, необходимо установить болт в отверстие, которое располагается на рычаге в корпусе моста сзади.
  8. Как только доступ к валику управления будет получен, останется снять пластину стопора и зафиксировать до упора элемент крепежа.
  9. Когда все 7 пунктов манипуляции будут выполнены, нужно вывернуть болт, который поддерживает рычаг. После ввернуть упорный болт так, чтобы около 26-30 мм – именно в этих пределах должна варьироваться его свободная длина. Рычаг валика управления выставляем в положение «включено», ставим тягу, настраиваем, используя рычага регулировку, качание рычага управления на оптимальную зону.
Читайте также:  Тор для усилителя мощности

Процедура регулировки на этом закончена, однако не стоит забывать о ранее снятых пластинах с крышки вала, которые обязательно нужно установить на место.

Несмотря на то, что регулировка ВОМ должна проводиться регулярно, бывают случаи, когда необходимо дополнительно отрегулировать ленточные тормоза. Особенно это требуется, если ВОМ начинает буксовать, во время переключения в прорезь рукоятка упирается, ВОМ работает нестабильно, либо зафиксировать рычаг управления не получается. Чтобы устранить возникшие проблемы, нужно:

  • Рычаг установить в нейтральную позицию.
  • Рычаг с помощью стопора зафиксировать.
  • Произвести демонтаж пластины.
  • Ось эксцентрика отрегулировать.

Провернув хвостовик посредством рук, можно проверить качество регулировки. Если это невозможно, значит всё прошло успешно. Останется убрать фиксаторы и пластину установить на своё место. А если ось сместилась у тормозного механизма в левую часть корпуса трактора, значит, силовой агрегат израсходовал корректирующий запас. Для исправления этого эксцентрик нужно будет повернуть против часовой стрелки, вернув тем самым его в первоначальную позицию. И заново провести регулировку вала.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ состоит из подвижного зубчатого колеса, посредством которого осуществляется привод. А посредством поводка по шлицам перемещается шестерня. При помощи тяги 3 и обязательно при выключенном сцеплении происходит включение бокового вала.

Задний ВОМ

Схематически задний вал отбора мощности МТЗ включает в себя:

  • сцепного механизма опорный диск;
  • шестеренчатые детали ведомого и ведущего типов;
  • независимый вал двухскоростной;
  • полунезависимый ВОМ боковой;
  • сцепления зубчатую муфту;
  • ВОМ ведомого типа;
  • вал вторичного и промежуточного типов;
  • стопорный болт;
  • водило с тормозным барабаном;
  • шестеренчатые приводные детали;
  • тормозной механизм.

Главный механизм трактора – это устройство переключения между двумя приводами и заднего типа редуктор с двумя ступенями. Муфта, расположенная на шлице машины, осуществляет частоту вращения. А шестигранный элемент, который находится на крышке корпуса сцепления, отвечает за управление ВОМ.

Привод начинает работать при переключении кулачкового механизма: при переводе рычага вперёд, вся система приходит в действие. Когда рукоятка переводится в положение «Выключено», система свою работу прекращает. Вообще рычаг можно установить в один из трёх положений: поворот его против часовой стрелки включает независимый тип привода, поворот по часовой – зависимый тип: оба типа нужно включать, когда двигатель не работает, либо когда у коленвала самая минимальная частота вращения. Средняя позиция устанавливает синхронный тип (предварительно необходимо остановить трактор).

Состав ВОМ

Основной компонент вала отбора мощности – редуктор с двумя скоростями, переключатель между независимым и планетарным и синхронным редукторами. Именно планетарный редуктор является важнейшим механизмом, отвечающий за один из типов привода и изменяющий крутящийся момент.

Планетарный редуктор

Планетарный редуктор является составляющей ВОМ, и состоит из ведущей коронки, солнечного зубчатого колеса и сателлитов, которые устанавливают на запрессованные в расточку водилы оси. Может встречаться составной вал: сзади могут находиться специальные хвостовики, оборудованные 8 или 21 штукой шлицами, предназначенные для определённого орудия. Планетарный редуктор управляет ленточного типа двумя тормозами.

Эксплуатация

Так как конструкция ВОМ предполагает открытые активно-вращающиеся части, необходимо не забывать о правилах. Именно:

  • исправное техническое состояние как трактора, так и дополнительного навесного устройства – это обязательное условие;
  • когда происходит подготовка машины к работе, необходимо, чтобы соединительная муфта привода соответствовала шлицам хвостовика вала. Если несоответствие присутствует, потребуется заменить хвостовик;
  • обязательно требуют проверки на надёжность: защитные кожухи, предохранительные муфты, карданные сочленения привода, все вращающиеся части;
  • монтаж привода необходимо проводить в непосредственном месте работы трактора, фиксируя соединения стопорным спецболтом;
  • обязательно стоит соблюдать требования и нормы соответствия агрегата и трактора по скорости движения, ширины захвата, глубины обработки, режиму работы;
  • отсоединять навесной агрегат необходимо только после того, как остановится вал при положении рычага в нейтральном положении и при выключенном ВОМ;
  • расход топлива можно снизить, сбалансировав нагрузку и обороты двигателя. Так, к примеру, при скорости выше 7 км/, неполной загрузки и недостаточной мощности, необходимо применить понижающий редуктор.

Неисправности и регулировки ВОМ

Если возникают сложности в управлении и на плавном ходе появляются резкие скачки, нужно обязательно проверить целостность всех деталей вала мощностей. В противном случае необходим будет серьёзный ремонт.

Если неполадка произошла в кулачковой муфте, необходимо только произвести замену детали, предварительно демонтировав кабину и отсоединив от заднего моста узел передачи.

Внешние регулировки

Подготовительная внешняя регулировка проста, однако этот список действий имеет ограничение, после превышения которого порядок действий придётся изменить.

Итак, первая регулировка:

  1. Зафиксируйте рычаг стержнем 8 мм, установив его в нейтральное положение.
  2. Снимите ограждение и плиту с вала.
  3. Снимите с торца оси стопорную пластину, открутив крепёжный болт. А ось необходимо проворачивать по часовой стрелке, пока зазор между тормозной лентой и барабаном не совпадут. Для выполнения данных действий будет необходим ключ на 13.
  4. Вставим пластину обратно, используя стопорный болт.
  5. Удаляем из рычага стержень.

Когда лимит запаса регулировки будет превышен, осью не получится совместить зазор. Поэтому понадобится ось вращать против часовой стрелки, пока зазоры не совпадут. Далее останется производить действия в соответствии со списком.

Когда будут выполнены все внешние подготовительные работы, рукоять будет примерно до 30 мм от пазов у пульта управления стоять на положении «Вкл./Выкл.». Кроме того, при переходе положения с нейтрального появится характерный щелчок.

Демонтаж ВОМ

Когда тормозные ленты изнашиваются настолько, что регулировка не даёт нужного результата, требуется демонтаж ВОМ. Для этого:

  1. Снимаем козырёк и колпачок у хвостовика вала.
  2. Снимаем крышку, следом выкручиваем болты регулировки лент тормоза.
  3. Применяя технологические спецболты, из корпуса заднего моста следует вытащить вал.
  4. Если толщина ленты не превышает 2.5 мм, то она обязательно должна быть заменена.

Аналогично потребуется демонтаж вала, когда при увеличении крутящегося момента, шум также нарастает, а на корпус может начать выбрасываться масло.

Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками

Регулирование вала мощности можно производить не только посредством обращения в специализированный центр, но и своими руками. Достаточно лишь знать строение ВОМ.

Особенности

Каких-либо специфических навыков для проведения регулировки своими руками нет. Достаточно прочитать соответствующий раздел статьи.

Как видно из статьи, строение вала отбора мощности не имеет сложных и непонятных названий. Всё крайне просто и провести регулировку своими руками не составит труда.

Источник