Меню

Автоматическая фискальная политика встроенные автоматические стабилизаторы



Автоматическая фискальная политика

Автоматическая фискальная политика (Automatic fiscal policy) заключается в незапланированных структурных изменениях в чистых налогах и производимых правительством закупках, происходящих при перемене макроэкономического состояния экономики государства с сохранением неизменного уровня налоговых ставок и программ по трансферту.

Например, при росте реальных объемов производства отмечается естественное увеличение поступления налогов в бюджет государства и в то же время параллельное снижение реально производящихся трансфертных выплат. Следствием этих сдвигов в структуре экономической конъюнктуры является как номинальное, так и реально выраженное сокращение бюджета. Снижение уровня трансфертных платежей и увеличение поступления налогов является необходимой мерой, которую должно принять правительство страны с целью снижения темпа инфляции в период роста экономики. Реальное потребление снижается при росте цен вследствие не полного охвата оперативной индексацией доходов, получаемых экономическими агентами, номинального и реально выраженного снижения дефицита бюджета, обуславливаемого не полной оперативной индексацией налоговых поступлений.

Это означает, что при экономическом росте, увеличении реальных объемов производства, растущих ценах и сокращении безработицы, бюджет претерпевает изменения такого же характера, как и при специальном стремлении правительства сокращения совокупного спроса, используя макроэкономические инструменты. При снижении объема производства отмечается появление обратных явлений, сопровождающихся ростом бюджетного дефицита.

Преимущества и недостатки, которыми обладает автоматическая фискальная политика

Преимуществами фискальной политики являются:

1) Проявление эффекта мультипликатора. Всеми инструментами, которыми располагает фискальная политика, можно произвести воздействие в виде мультипликативного эффекта на значение совокупного равновесного выпуска.

2) Отсутствует внешний лаг (задержка). Под внешним лагом подразумевается промежуток времени от принятия решения, касающегося изменения политики до появления первого результата вследствие этого изменения. При принятии правительством решения относительно изменения применяемых фискальной политикой инструментов, результаты их влияния на состояние экономики проявляются в достаточно короткие сроки (наличие внешнего лага более характерно монетарной политике из-за присущего ей сложного передаточного механизма).

3) Автоматические стабилизаторы фискальной политики. Правительству не требуется принимать специальные меры для того, чтобы стабилизировать экономику благодаря наличию встроенных стабилизаторов. Происходит автоматическая стабилизация (сглаживание колебаний экономики циклического характера).

К недостаткам фискальной экономики относятся:

1) Проявление эффекта вытеснения. Экономически этот эффект проявляется таким образом: характерное для периода спада увеличение бюджетных расходов (растущие государственные закупки и/или трансферты) и/или снижение бюджетных доходов (налогов) является причиной мультипликативного роста совокупного дохода, способствуя увеличению спроса на денежные средства и повышению ставки процента в условиях денежного рынка (цены кредита). А так как кредиты в основном получаются фирмами, их удорожание приводит к снижению частного инвестирования в виде «вытеснения» части расходов компаний на инвестиции, являясь причиной снижения выпуска продукции. Следовательно, растущая ставка процента при проведении стимулирующей экономику фискальной политики «вытесняет» определенную долю совокупного количества производства вследствие снижения величины частного инвестирования.

2) Внутренний лаг. Под внутренним лагом подразумевается промежуток времени, истекший с момента возникновения необходимости изменений в политике до принятия решения относительно ее изменения. Принятие данных решений производится правительством, но для введения решений в действие требуется, чтобы их обсудил и утвердил законодательный орган власти (Парламент, Конгресс, Государственная дума и т. д.) для придания законной силы. Для обсуждений и согласований может потребоваться длительный период времени. К дополнительному увеличению лага приводит вступление их в действие только в следующем финансовом году. За этот промежуток времени могут произойти изменения в экономической ситуации. Допустим, при первоначальном наличии рецессии и разработке соответствующих стимулирующих мер политики, к моменту, когда они начнут действовать, в экономических процессах может уже начинаться подъем. Результатом дополнительного стимулирования экономики может стать ее перегрев и новый виток инфляции, т. е. дестабилизирующее воздействие на процессы экономики. С другой стороны, разработанные для сдерживания экономики в момент ее бурного роста меры политики, при продолжительном внутреннем лаге способны усугубить ее спад.

3) Наличие неопределенности. Этот недостаток присущ и фискальной и монитарной политике. Неопределенность заключается:

  • В проблеме идентификации ситуации в экономике. Точное определение момента окончания периода рецессии и начала оживления экономики или момента превращения подъема в ее перегрев представляет определенные трудности. В то же время, так как разные фазы цикла требуют применения разных видов политик (стимулирующей или сдерживающей), совершение ошибки при определении вида ситуации и последующего выбора нужного типа политики способно дестабилизировать экономику.
  • В проблеме выбора величины изменения инструментов фискальной политики государства в конкретной ситуации в экономике. Даже при правильном определении экономической ситуации представляет сложность точное определение объема увеличения государственных закупок или сокращения налогов для обеспечения экономического подъема и достижения потенциального, но не превышающего его оптимальное значение, объема выпускаемой продукции, то есть, не допуская перегрева и ускорения инфляции. В обратном случае, используя сдерживающую фискальную политику не допустить прихода экономики в депрессию.

4) Возникновение дефицита бюджета. Появление дефицита бюджета в государстве монетаристами, выступающими против применения в урегулировании экономики кейнсианских методов, и представителям неоклассического направления экономических теорий, в которые входят теория экономики предложения и теория рационального ожидания, относят к наиболее важным недостаткам фискальной политики. На самом деле, использование таких инструментов стимулирующей политики во время спада экономики для увеличения совокупного спроса как повышение объема производимых государством трансфертов и закупок, которые относятся к расходам бюджета, и уменьшения налогов, представляющих доходы бюджета, приводит к увеличению дефицита бюджета в государстве. Это объясняет то, что предложенные Кейнсом способы государственного контроля экономики, называют «дефицитным финансированием».

Читайте также:  Стабилизатор задний дэу нубира

Многие развитые страны, применявшие после окончания Второй мировой войны методы Кейнса, особенно сильно столкнулись с проблемой бюджетного дефицита в 70-х годах. При этом США испытали появление «двойного дефицита» («twin debts») – одновременного проявления дефицитов государственного бюджета и платежного баланса. Это превратило проблему финансирования испытываемого государством дефицита бюджета в важнейшую макроэкономическую проблему.

Источник

Автоматическая фискальная политика. Встроенные (автоматические) стабилизаторы.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

• государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временнЫх лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем гос расходы на трансферты автоматически снижаются. Появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику.

На стадии спада, напротив, сокращение произ-ва и доходов хозяйствующих субъектов при водит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что в совокупности оживляет экономику.

Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема произ-ва, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.

Кредитно-денежная (монетарная) политика и ее виды. Инструменты кредитно-денежной политики. Жесткая и гибкая монетарная политика.

ИНСТРУМЕНТЫ

ЖЁСТКАЯ И ГИБКАЯ МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

Взаимосвязь рынка благ и денежного рынка. Модель is — lm: основные переменные и уравнения.

Модель ISLM.

Впервые была предложена Дж. Хиксом в 1937 г.

Это модель, кот увязывет ситуацию на рынке товаров (благ) с ситуацией на рынке денег с помощью двух кривых: IS (инвестиции-сбережения) и LM (спрос на деньги-предложение денег); и позволяет определить значение процентной ставки r и объем национального про-ва Y, при кот достигается равновесие на этих двух рынках.

Данная модель позволяет оценить взаимодействующее влияние на экономику фискальной и монетарной политики.

Модель включает в себя:

Модель «доходы-расходы» (кейнсианский крест)

Теорию предпочтения ликвидности Дж. Кейнса

Фиксированный уровень цен

Номинальные и реальные значения всех переменных совпадают

Величины совокупного дохода Y и ставки процента R совпадают

Основные уравнения модели:

Y=C+I+G+Exn – основное макроэкономич тождество

С=a+b(Y-T) – ф-ция потребления, Y-T – располаг доход. Yd=Y-T. С=300+0,8Yd

I=e-dR – ф-ция инвестиций

Exn=g-m`*Y-n*R – ф-ция чистого экспорта, Exn =100-0,04Y-500R

M/P = k*Y – h*R — ф-ция спроса на деньги

Внутренние переменные модели:

Y (доход), С (потребление), I (инвестиции), Exn (чистый экспорт), R (ставка процента)

Внешние переменные модели:

G (гос расходы), MS (предложение денег), t (налоговая ставка)

Эмпирические коэффициенты (маленькие буквы) положительны и относительно стабильны

Кривая IS

Каждая точка прямой IS отражает такое соотношение процентной ставки и национального объема производства, при котором на товарном рынке наступает равновесие.

Движение вдоль кривой IS показывает, как должен изменяться уровень национального дохода при изменении уровня процентной ставки, для того чтобы на рынке благ сохранилось равновесие.

Кривая имеет отрицательный наклон, который свидетельствует о том, что по мере падения ставки процента планируемые инвестиции и реальный национальный продукт возрастают.

Кривая IS разбивает экономич пространство на 2 области

— во всех точках, лежащих выше кривой IS, S>D, объем нац произ-ва больше запланированных расходов

— во всех точках ниже кривой IS наблюдается дефицит на рынке благ.

Поскольку эта кривая связана с планируемыми расходами, ее изменение отражает изменение в фискальной, т. е. бюджетно-налоговой политике.

Кривая LM

Это множество точек, каждая из которых отражает такое соотношение реального национального продукта Y и процентной ставки R, при котором достигается равновесие на денежном рынке (спрос на деньги L равен денежному предложению M).

Кривая LM делит экономич пространство на 2 части:

— во всех точках, лежащих выше кривой LM, предложение денег больше спроса на них

— во всех точках, лежащих ниже кривой LM, предложение денег меньше спроса на них

Кривая LM имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что рост денежного предложения приводит к увеличению реального национального продукта (в краткосрочном периоде).

Источник

Тема 7. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

2. Виды фискальной политики

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Читайте также:  Втулки стабилизатора митсубиси лансер 10 артикул

Фискальная политика включает:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Дискреционную политику называют активной фискальной политикой, она означает законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической (стабилизационной).

Мультипликатор государственных расходов μg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

μg = ∆Y/ ∆G,

где ∆Y – изменение реального национального продукта (дохода);

∆G – изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.
Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

μt = 1/(1 – MPC).

Чтобы определить изменение реального национального продукта
(дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор μg на прирост государственных расходов ∆G.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов (C+I+G) вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению (МРС), население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Если государство вводит аккордный налог с населения (например, 16 млрд. руб.), это вызовет уменьшение потребления (например, на 12 млрд. руб.), что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

μt =МРС * μg или μt = МРС / (1 – МРС).

По этой же формуле можно рассчитать мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.

На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и национальный продукт.

Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет находиться в равновесии. Предположим, что государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так:

Читайте также:  Простой стабилизатор для авто

Автономные налоги не будем учитывать при расчетах. Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС*1, а теперь: (1-t)MPC, т.е. новая предельная склонность к потреблению MPC’ приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к ее сдвигу. Точка равновесия переместится, что приведет к сокращению объема национального производства. С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле:

μt’ = 1/(1 – MPC’) = 1/ (1-t)MPC).

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы на
МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую величину:

dY = — μt’ MPCtY1 = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1.

Аналогичные рассуждения имеют место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством продажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики – амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность – это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, Y – величина совокупного дохода (выпуска),

то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии:

что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.
Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Источник