Меню

6р3с кв усилители мощности



6р3с кв усилители мощности

Это разработка где-то конца 80-х. За это время показала себя достойно и универсально: годится как для любителей качественного звука (сочинял для себя), так и для музыкантов, которым нужна моща.

Краткое лирическое вступление. В своё время был очень популярен усилитель, опубликованный в журнале «Радио» 72г. Я тоже повторял эту схему. Недостатки её известны многим, кто её повторял: невысокая линейность, слабая устойчивость на ИНЧ, недостаточная устойчивость по ВЧ (от чего в схему введен корректирующий кондюк), узковатый частотный диапазон, и ещё что-то, чего сейчас не припомню. И главное — звучание оставляло желать лучшего.

Такого у себя дома я терпеть не мог: уши свои — не казённые. Первое, с чего я начал модернизацию — замена выходного транса. Изменения, внесенные в выходной транс напрашивались сами собой — ужесточить связь обмоток обратной связи (ультралинейных) с остальными обмотками, чем уменьшить Кг на высших частотах, и улучшить частотные и фазовые характеристики выходного каскада. В том варианте, что я применил в новой конструкции удалось расширить частотный диапазон, повысить устойчивость на ВЧ, понизить выходное сопротивление. Звучание заметно улучшилось, но теперь вся схемотехника (клон т.н. «схемы Вильямсона») стала казаться притянутой в Hi-Fi за уши — выполнена как-то «в лоб», слабым звеном оставались слабая устойчивость с ООС на инфранизких частотах, повышенные нелинейные и частотные искажения (особенно на ВЧ).

Дальнейшее усовершенствование вылилось в полному отказу от этой схемы. Было перепробовано много разных схемотехнических решений. Попытки найти оптимальный вариант привели к тому решению, который предлагаю. Hа входе я применил каскодный УН с высокой линейностью, далее — фазоинверсный каскад с разделённой нагрузкой, имеющий наибольшую линейность. При этом связал я их непосредственно, чтобы уменьшить фазовые сдвиги по пути прохождения сигнала. На выходе, правда остался знакомый ультралинейный выходной каскад с небольшими изменениями (с целью удобства наладки и повышения устойчивости), и, как уже говорилось с улучшенным выходным трансом. На схеме я условно разделил предварительные каскады, связка триодов в котором собственно и являются моим ноу-хау;), и выходной каскад, вместо которого можно присоединмть любой подходящий. При правильно изготовленном и налаженном усилке, максимальные амплитуды на управляющих сетках выходных ламп должны быть не менее 80В в нагрузке 47к. А это дало возможность полностью раскачать 6П45С. И что важно, при всех своих достоинствах схема оказалась даже проще той, от которой пришлось уходить.

В результате получился усилитель со звучанием, которое (при должных мерах), вполне может претендовать на hi-end 😉 Усилитель абсолютно устойчив, поэтому его можно использовать как с глубокой ООС, так и вообще без неё — линейность всех каскадов обеспечивает малые искажения и с разомкнутой петлёй ООС.

Из двух 6Р3С, мне удавалось получить >150ватт, из двух 6П45С — >220 ;), а в варианте с сеточными токами (специально для музыкантов) — 400ватт пиковой мощности! Но та схема уже заметно отличается от приведённой.

Подробные параметры усилителя я сейчас привести не могу — давно не мерял. Тем, кому нужен звук а не параметры, информации для повторения я дал достаточно, а если очень нужно, могу (хоть и очень в лом) перемерять. Для журнала перемерял бы наверное. А тут и так сойдёт :o)

Источник

Подробнее о ламповых усилителях и их практические примеры

Аватар пользователя Evgenij Bortnik

Здесь будет статья с картинками. Можно показать упрощенный вариант схемотехники усилителя на лампах 6Р3С. Эта лампочка нигде в оглавлении сайта не отмечена, а усилитель на ней сделан. В качестве донора для построения лампового усилителя на 6Р3С можно использовать трансляционный услитель 100У-101. Оттуда берут только выходной трансформатор. Можно попытаться применить силовик. Однако здесь нужно быть внимательным. Вначале следует тщательно оценить рассеяние, измерив ток холостого хода. Если ток не более 50 мА, то смело применяйте. Если ток конский, то просто продайте это железо новичку. Ему пока не важен уровень фона в усилителестроении.

Читайте также:  Критерий мощности мешалки определить

Панельки для 6Р3С лучше использовать керамические (подходят от ГУ-50), поскольку нагревается лампа сильно. Карболит может подгорать и противно вонять. Остатки трансляционного усилителя 100У можно спокойно отнести на помойку. Лампа 6Р3С ничего выдающегося собой не представляет. Более того, баллон маловат для заявленной мощности рассеяния по аноду. Анодные выводы расположеня сверху баллона, это не очень удобно. Зато в каждом баллоне по два лучевых тетрода, схожих по характеристикам с 6П3С. Симметрией половинки лампы не отличаются, поэтому лучше тетроды одного баллона запараллелить, поставивив со всех сторон выравнивающие резисторы. Выходной трансформатор будет работать в облегченном режиме поскольку он рассчитан на параллельную работу трёх половинок в оригинальной схеме 100У. Если обеспечить принудительное воздушное охлаждение, то подгрузить лампочки можно побольше. Пример раскроя железного листа для изготовления корпуса показан ниже.

Пример схемы усилителя показан ниже. В отличие от усилителя 100У обе половинки лампы использованы в параллельном включении.

Схема типовая, раскачки вполне достаточно. А вот картинку схемы выходного трансформатора показать стоит. Это типовой трансформатор от лампового усилителя 100У. Выглядит этот усь как квадратный яшик, нередко голбоватого цвета, с одним индикатором на лицевйо панели. Смысл этого усилителя в его размерах. Назначение — трансляционный. Следовательно выходной трансформатор у него специфический, для работы на длинную линию. И нужно трансформатор переделывать, простым путём, обыкновенной перепайкой.

Перед применением его нужно внимательно осмотреть, убрать лишние соединиения, и провести ревизию. Усилители 100У-101 старые, часто ржавые. Обязательно выполняют проверку обмоток мегометром. Если откровенного брака нету, то дальше трансформатор пропитывают в парафине. Основательно нужно пропитывать. Полчаса в парафиновой ванне при 80-90- градусах. На печке можно греть, на даче, чтобы вонь парафиновую не нюхать. У меня есть более продвинутые чертежи для схемы выходного трансформатора, но показывать их пока не буду. Достаточно для понимания и этих стандартных картинок.

Евгений Бортник, Красноярск, Россия, март 2013

Источник

6р3с кв усилители мощности

Большие автоновости!

Ламповый ренессанс в большинстве случаев эксплуатирует зарубежные или дефицитные лампы заводов бывшего СССР. Особенно это касается мощных выходных триодов или тетродов. Удивительно, что при этом на лампу 6РЗС-1 мало кто обращает внимание, как будто ее вообще не существует. А ведь эта лампа, насколько я знаю, чисто звуковая. Это и усилитель ТУУ-100, и эстрадный УМЗЧ «Солист», и популярный уже в недалеком прошлом стереоусилитель «Прибой», и другие. Мощность почти в каждом случае 100 Вт — для ламп немало. Правда, ставилось по три лампы (полторы «колбы») 6P3C-1 на выходе в параллель, ведь 6Р3С-1 — двойной тетрод. В [1] опубликована схема УМЗЧ мощностью 100 Вт. Данные впечатляют: полоса воспроизводимых частот 20-50000 Гц, Кг 0,5%, уровень фона -75 дБ. Это промышленная разработка рижского радиозавода, т.е. отработанная схема. Еще тогда мне хотелось ее повторит, но только в прошлом году планы воплотились в жизнь.
Полный стереоусилитель создан из двух схем (рис.1). В качестве предварительного усилителя и темброблока применена схема Н.Зыкова [2]. В темброблоке пять регуляторов тембра:низкие,средние,средненизкие,средневысокие,высокие. Диапазон регулировок до 30-40 дБ. Как и писал Н.Зыков-, регуляторами можно создать практически любую частотную характеристику канала звуковоспроизведения, чем значительно — прощается разработка и конструирование акустических систем для высококачественного звука. Например, для этого усилителя была построена акустическая система на базе громкоговорителей НЧ — 6ГД-1РРЗ, СЧ — 5ГД-1РРЗ, ВЧ — ЗГД-1. Фильтры разделения частот (кроссоверы) были выполнены по схеме радиолы Виктория-001». Так вот, регуляторами тембра этого усилителя можно заставить работать по одному громкоговорителю в акустической системе: работает НЧ громкоговоритель — остальные молчат, или наоборот.
При разработке конструкции комбинированного полного стереоусилителя возникла стандартная проблема — шасси и .корпус, которые в домашних условиях красиво сделать трудно. Выход был найден следующим образом. За основу были взяты четыре стальных стойки 10 х 10 мм. К ним винтами М3 прикреплены дюралюминиевые полоски 35 х 3,5 мм. Это основа шасси. Далее на этих полосках крепились металлические уголки 10 х 10 мм, на которые потом накладывались панели из дюралюминия толщиной 2,5 мм, а сверху крепились силовые, выходные трансформаторы, панели для ламп и другие компоненты.
Конструкция намеренно была создана открыто-объемной, чтобы видно было все раскаленные четырнадцать ламп, две из которых — индикаторы уровня 6ЕЗП. На верхней части передней панели усилителя совместно с лампочками включения усилителя (сеть — красные, анодные напряжения — зеленые) светящиеся зеленые полоски 6E3ll, сходясь и расходясь в такт музыке, создают неповторимый визуальный эффект (рис.2)
Сама конструкция усилителя — по сути два моноблока, каждый с отдельным питанием, объединенные селектором входов и входными гнездами. Усилитель вначале проектировался без верхней крышки, но потом по желанию семьи она была изготовлена и установлена. Правда, для демонстрации истинным аудиофилам она легко снимается, и усилитель остается в первозданном виде.

Читайте также:  Энергетическая мощность атомного ледокола

В итоге можно сказать: Время и труд были потрачены не напрасно, усилитель получился». Звучит отлично, слышно инструменты, а не громкоговорители. Автор сам играет на гитаре, клавишных инструментах, в том числе и на фортепиано, поэтому естественность звучания оценить умеет. При измерениях получились такие данные: полоса воспроизводимых частот получилась больше 100 кГц. Возможно, такие данные Вам покажутся не достоверными, но это факт. Правда, выходные трансформаторы были взяты от ТУУ-100 на лампах 6РЗС-1, но передомотаны и потом пропитаны парафином.
Уровень фона УМЗЧ не выше приемлемого, но очень зависит от токов покоя выходных ламп.
Детали усилителя отечественные, исключение составляют электролитические конденсаторы, импортные, малогабаритные, что позволило их разместить в подвале шасси.
Как уже было сказано, УМЗЧ состоит из двух частей: предварительного усилителя с блоком регуляторов тембра и оконечного усилителя мощности.
Потенциометры регуляторов должны иметь четвертый отвод для тонкомпенсации
Такие потенциометры устанавливались раньше в ламповых радиоприемниках высшего и первого класса. При их отсутствии можно применить схемы тонкомпенсации на обыкновенных потенциометрах.
На, потенциометрах R26, R28, R30 по 150 кОм посредине графитовой дужки осторожно делается тонкий пропил, который потом заливается лаком. В результате образуется как бы .два резистора по 75 кОм каждый. Делать это нужно осторожно, иначе при вращении регулятора при переходе через середину графитовой дужки будут прослушиваться щелчки в акустической системе.
Катушки L2, L3 намотаны на броневых сердечниках СБ4А проводом ПЭВ2-0,1 мм по 2200 витков каждая. Величина индуктивности в сборе с сердечником 0,35-0,4 Гн.
Катушка L1 малый дроссель телевизора «Рубин-102» намотан на сердечнике из пластин УШ12х18 мм проводом ПЭЛ-0;14, количество витков 3100, индуктивность в сборе с сердечником 6,5 Гн, сопротивление 330 Ом.
На данный момент найти готовый дроссель проблематично, и его нужно заключать в экран, иначе он становится дополнительным источником фона переменного тока. Да и габариты дросселя не всегда позволяют установить его в нужном месте.
Автор нашел готовые экранированные, намотанные на кольцевых сердечниках дроссели.
Можно использовать любые индуктивности от 3 до 7 Гн, возможно, придется только подобрать конденсатор С16. Регулятор R26 совместно L1 С16 осуществляет как подъем, так и завал на частоте 600 Гц.
В полном стереоусилителе десять регуляторов тембра и два регулятора громкости. Все они независимые. Конечно, такое большое количество органов управления создает определенные трудности, но это только первый раз, а потом в процессе прослушивания музыкальных произведений лишь изредка просто подстраиваются определенные регуляторы тембра.
Регуляторы тембра расположены попарно: низкие, средненизкие, средние, средневысокие, высокие частоты.
Параметры сетевого трансформатора Т1 и схема намотки его обмоток показаны- в табл.1 и на рис.3. При намотке выходных трансформаторов Т2 усилителя мощности особое внимание нужно уделить правильности расположения выводов и направления намотки провода согласно рис.4, табл.2.

Читайте также:  Холодильник атлант 6024 031 мощность

У автора последний слой вторичной обмотки получился с перепу танными выводами. Сколько было неприятных часов, пока не выяснилась причина. Один блок стереоусилителя возбуждался, и аноды на 6Р3С накалялись, когда увеличивалась выходная мощность, а причина оказалась банальная. После устранения дефекта усилитель заработал нормально.
Регулировка. Авторы усилителя мощности И.Вилкс и К.Грундштейн рекомендуют устанавливать ток покоя оконечных ламп 6Р3С в одном плече 25 мА. Но это зависит, наверное, от разных экземпляров ламп. В моем усилителе ток покоя составляет 40-50 мА. Несколько совершенно новых ламп 6Р3С не балансировались ни по току покоя, ни по напряжению смещения. И хотя методом проб и ошибок таки были подобраны более-менее нормальные лампы, но если я устанавливал ток покоя 25-30 мА, появлялись слышимые искажения.
А с током покоя 50 мА данный усилитель испытывался при пониженном напряжении сети. Даже при напряжении сети 130-140 В мощность падала, но звучание оставалось без искажений (конечно, при отсутствии перегрузки).

Технические характеристики полного УМЗЧ
Выходная мощность — 2х100Вт
Диапазон частот — 20 Гц . 100 кГц Чувствительность — 100 мВ
Коэффициент гармоник — 0,6%
Уровень фона — 75 дБ
Потребляемая мощность:
Дежурный режим — 170 Вт
Максимальная мощность — 300 Вт

Вес — 25 кг
Габариты — 470 х 350 х 160 мм

Еще раз хочу подчеркнуть, что мной были лишь повторены и объединены в один УМЗЧ схемы авторов, указанных ниже в списке литературы. Незначительные изменения и добавления в схемах на приоритет авторов не влияют. Схему я составил для тех радиолюбителей, которые захотят повторить эту конструкцию, а оригиналы более чем 40-летней давности найти не смогут.

Литература
1. И.Вилкс, К.Грундштейн «Усилитель мощности». Радио, 1972, Иа10, с.43-45.
2.Н.Зыков «Высококачественный усилитель». Радио, 1966, New, с. 27-29.

Примечание редакции «Радиохобби». С целью повышения надежности рекомендуем вместо 6Р3С применить ее «военный» вариант ГУ-18

Анатолий Бондаренко,
пгт Розовка Запорожской обл

Источник